Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Константиновой О.В.,
судей
Деменевой Л.С.,
Лимоновой Л.Ф.
при секретаре Королевой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Матлаш В.П. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в списках военнослужащих, нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 07.04.2014.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения представителя истца - Закутнева А.С., действующего на основании доверенности от ... , возражения представителя ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" - Гордеева А.В., действующего на основании доверенности от ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матлаш В.П. обратился в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указал, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от ... он был уволен с военной службы в запас. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила ... лет ... месяцев. В период военной службы истцу была предоставлена квартира N ... в доме N ... по ул. ... г ... В очередь на отселение истец встал в ... году, в ... году подавал повторное заявление. В ... году истец обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о предоставлении сведений об очередности в списках на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства путем отселения из военного городка, согласно заявлений истца, поданных им в ... КЭЧ. Согласно полученного из ФГКУ "Центррегионжилье" ответа списки лиц, состоящих на отселение и получение жилья за пределами военного городка от ... КЭЧ не поступали, истец как утративший связь с Вооруженными силами Российской Федерации не подлежит обеспечению жильем. Считает данные действия ответчика незаконными и нарушающими его права. На основании изложенного, руководствуясь ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", просил восстановить его в списках лиц, состоящих на учете в ... КЭЧ на получение квартиры в городах ... , ... , ... с ... года, а также просил возложить на ответчиков обязанность принять истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма с момента подачи заявления на получение жилья в избранном месте жительства и обеспечить жилым помещением в соответствии с очередностью в ...
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 07.04.2014 в удовлетворении исковых требований Матлаш В.П. к ФГКУ "Центррегионжилье", Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении в списках военнослужащих, нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказано.
Не согласившись с данным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что на момент увольнения он не был обеспечен жильем по избранному месту жительства и в отсутствие иного жилого помещения был вынужден вернуться из ... в закрепленную по предыдущему месту жительства квартиру. Истец состоял в списках на отселение по государственным жилищным сертификатам. Основанием для получения жилого помещения является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Закутнев А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на отмене решения суда. Представитель ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" - Гордеев А.В. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу нормативных положений, установленных ст. 12 Жилищного кодекса (далее - ЖК) Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации .
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Матлаш В.П. проходил военную службу в должности ... и на основании приказа от ... был уволен в запас. Выслуга лет в вооруженных силах в календарном исчислении составила ... лет ... месяцев.
В период прохождения военной службы Матлаш В.П. на основании ордера от ... на состав семьи из ... человек было предоставлено помещение, общей площадью ... к.в.м., представляющее ... квартиру, расположенное по адресу: ...
Согласно выписке из поквартирной карточки от ... Матлаш В.П. и члены его семьи - ... Н , ... Б , ... Ф , а также ... Е и Е зарегистрированы в указанной квартире. Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании решения исполкома ... Судом установлено и не оспаривается, что указанные лица проживают в квартире по настоящее время.
Как следует из пояснений истца, он как в период службы, так и после увольнения обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства в связи с переселением из закрытого военного городка. Указанный факт подтверждается представленным в материалы дела ответом председателя жилищной комиссии, согласно которому Матлаш В.П. восстановлен в списках на отселение из военного городка с момента подачи заявления (л.д. 28).
Порядок выдачи государственного жилищного сертификата согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяется Правительством Российской Федерации .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в которой согласно разделу II предусматривалось право на получение социальных выплат гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
В подп. "б" п. 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Таким образом, целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов. Единственным основанием для получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в виде государственного жилищного сертификата, является его проживание на территории закрытого военного городка. Какие-либо иные условия для предоставления сертификата, в частности признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, не предусмотрены.
Материалами дела подтверждается, что согласно Приложению к списку граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по ФГКЭУ " ... " ... Матлаш В.П. составом семьи из ... человек признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 1779-р изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р. Данными изменениями позиция " ... ", где проживает истец, подраздела " ... " исключена из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о восстановлении в списке военнослужащих, нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата на основании подп. "б" п. 5 Правил, суд пришел к выводу, что с момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у истца имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения. Истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему меры социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Судебная коллегия признает указанные выше выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Учитывая, что с момента утраты статуса закрытого военного городка отпало условие, при наличии которого у Матлаш В.П. и членов его семьи имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения, и в настоящее время истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", принимая во внимание, что действующие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что проживание на территории закрытого военного городка должно иметь место в период реализации гражданином права на получение государственного жилищного сертификата, а поскольку на момент обращения истца с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и разрешения данного спора населенный пункт, в котором проживает истец, не имеет статуса закрытого военного городка, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Безосновательным является и довод истца о том, что он имеет право на обеспечение жильем, так как на момент увольнения не был обеспечен жильем по избранному месту жительства.
Действительно, обеспечение военнослужащих жильем, в том числе по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, гарантировано государством.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как правильно указал суд, согласно действовавшему на момент увольнения Матлаша В.П. из Вооруженных Сил Порядку обеспечения военнослужащих, уволенных с действительной военной службы, жилыми помещениями, установленным п. 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 N 74, военнослужащим (в том числе и офицерам), уволенным с действительной военной службы, для обеспечения жилой площадью надлежало обращаться в исполкомы Советов депутатов трудящихся (при условии предъявления соответствующего удостоверения и справки, подтверждающей наличие 20 лет календарной продолжительности военной службы), на которые, в свою очередь, возлагалась обязанность по обеспечению указанной категории граждан жильем в трехмесячный срок, со дня прибытия на избранное место жительства.
В дополнение к вышеуказанному Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров N 74, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193, военнослужащие, уволенные с военной службы, обеспечивались жилой площадью для постоянного проживания по избранному месту жительства исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
После распада СССР и вступлении в законную силу на территории Российской Федерации Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.1991 N 1550-1., обязанность ведения учета граждан нуждающихся в жилье была возложена на органы местного самоуправления, а именно на районные администрации (п.2 ст. 62 Закона).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что после увольнения с военной службы Матлаш В.П. избрал в качестве постоянного места жительства ... , куда был направлен на воинский учет в ... ОГВК ... после прохождения военной службы в ... В указанном населенном пункте истец был обеспечен органом местного самоуправления жилой площадью свыше учетной нормы, таким образом право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства было реализовано военнослужащим в установленном порядке, доказательств иного суду стороной истца не представлено, судом не установлено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон. Доводов, которые могли бы повлиять на содержание решения суда первой инстанции, истцом в апелляционной жалобе не представлено, изложенные в ней обстоятельства не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а направлены на переоценку исследованных по делу доказательств.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 07.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Константинова О.В.
Судьи: Деменева Л.С.
Лимонова Л.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.