Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Соболевой Т.Е.,
судей Старкова М.В., Шумкова Е.С.,
при секретаре Гребенщиковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 октября 2014 года гражданское дело по заявлению Пучковой М.С. об оспаривании бездействия Управления Государственной жилищной инспекции ...
по апелляционной жалобе Пучковой М.С. на решение ... районного суда ... от 17 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения представителя Пучковой М.С. - Пучкова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Государственной жилищной инспекции ... Гукасяна В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пучкова М.С., являясь собственником ... в ... , обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления государственной жилищной инспекции ...
В обоснование требований она и ее представитель указали, что Пучкова М.С. дважды: 21 октября 2013 года и 26 ноября 2013 года обращалась в Управление государственной жилищной инспекции ... с заявлениями о проведении проверки по вопросу незаконного использования общего долевого имущества в виде части лестничной площадки на первом этаже 4-го подъезда многоквартирного жилого ... в ... Полагает, что в результате проверки и рассмотрения ее заявлений Управление государственной жилищной инспекции ... должно было выдать предписание об устранении нарушений в адрес лица, допустившего незаконную перепланировку и занятие части помещений, относящихся к общему долевому имуществу многоквартирного дома. Однако такого предписания выдано не было.
В связи с этим заявитель просила признать незаконным бездействие Управления государственной жилищной инспекции ... , выразившееся в невыдаче виновному лицу предписания об устранении незаконной перепланировки и незаконного занятия части помещений лестничной площадки на первом этаже подъезда N 4 в ... в ... , относящихся к общему долевому имуществу дома.
17 марта 2014 года ... районным судом ... постановлено решение, которым в удовлетворении заявления Пучковой М.С. отказано.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, Пучкова М.С. в апелляционной жалобе, поданной и подписанной ее представителем, ставит вопрос о его отмене ввиду нарушения норм материального и процессуального права, и о принятии нового решения об удовлетворении заявления и о возложении на Управление государственной жилищной инспекции ... обязанности выдать виновному лицу предписание по незамедлительному устранению незаконной перепланировки путем сноса за свой счет возведенной капитальной перегородки. Указывает, что суд первой инстанции постановил решение без учета требований подп. 1 и 2 п. 32, п. 2 Положения о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08 ноября 2013 года N 1379-ПП "О региональном государственном жилищном надзоре на территории Свердловской области".
Заявитель Пучкова М.С., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, не просила об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в ее отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но с участием ее представителя.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию, которое может быть оспорено в порядке гражданского судопроизводства, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.
Согласно Положению о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08 ноября 2013 года N 1379-ПП Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области является органом, который осуществляет в Свердловской области региональный государственный жилищный надзор.
Осуществляя вышеназванный надзор, Управление государственной жилищной инспекции ... вправе проводить проверки, в том числе и на предмет соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (подп. а п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493).
В силу п. 32 Положения о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08 ноября 2013 года N 1379-ПП в случае выявления при проведении проверки нарушений, государственные жилищные инспекторы, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны:
1) выдать предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений посредством контроля за исполнением предписаний, направленных органу государственной власти, органу местного самоуправления, гражданину в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
3) принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) принять иные меры, предусмотренные действующим законодательством.
Как видно из материалов дела, в результате проведенной сотрудниками Управления государственной жилищной инспекции ... проверки, выявлен факт установки на 1-м этаже 4-го подъезда ... в ... перегородки, отделяющей часть мест общего пользования, в результате чего изменилась конфигурация жилого дома, а отделенная часть мест общего пользования используется в качестве складского помещения.
По факту установки вышеназванной перегородки без документов, подтверждающих согласование перепланировки, сотрудниками Управления государственной жилищной инспекции ... к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен С.
Заявляя свои требования, заявитель полагала, что, выявив самовольную перепланировку общих мест пользования многоквартирного дома, Управление государственной жилищной инспекции ... в силу вышеприведенных положений подп. 1 п. 32 Положения о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08 ноября 2013 года N 1379-ПП обязано было выдать лицу, допустившему такую перепланировку, обязательное для исполнения предписание о ликвидации такой перепланировки, то есть о приведении мест общего пользования в прежнее состояние.
Однако в своей деятельности Управление государственной жилищной инспекции ... обязано руководствоваться не только Положением о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08 ноября 2013 года N 1379-ПП, но и другим законодательством. А в силу п. 32 названного Положения, должностные лица этого Управления обязаны выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, только в пределах полномочий (компетенции) Управления государственной жилищной инспекции ...
Вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений урегулированы Главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности по смыслу ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок и срок приведения в прежнее состояние самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения определяется органом, указанным в ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации четко устанавливает тот орган - орган местного самоуправления, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки, к полномочиям которого относится возложение на лицо, осуществившее самовольное переустройство и (или) перепланировку, обязанности по приведению перепланированного жилого помещения в прежнее состояние. Управление государственной жилищной инспекции ... к таким органам не относится.
Следовательно, поскольку Управление государственной жилищной инспекции ... не обладает полномочиями по установлению порядка и сроков приведения переустроенных и (или) перепланированных жилых помещений в прежнее состояние, то применяя к данному делу по аналогии положения ст.ст. 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что Управление государственной жилищной инспекции в ... в данном конкретном случае не вправе было выдавать лицу, осуществившему перепланировку в подъезде N 4 ... в ... предписание об устранении перепланировки (о приведении подъезда в прежнее состояние).
Исходя из требований п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, как правильно указал суд первой инстанции, при осуществлении государственного жилищного надзора Управление государственной жилищной инспекции ... не вправе проверять законность оснований занятия и использования конкретными лицами каких-либо помещений, а, следовательно, и не вправе принимать меры, направленные на освобождение каких-либо помещений в многоквартирных домах, в том числе и выдавать направленные на это предписания.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что Управление государственной жилищной инспекции ... не выполнило своих обязанностей, как нет и оснований говорить о бездействии Управления государственной жилищной инспекции ...
Таким образом, судом постановлено правильное по существу решение об отказе в удовлетворении заявления, которое в силу ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст.ст. 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение ... районного суда ... от 17 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пучковой М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Соболева
судьи М.В. Старков
Е.С. Шумков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.