Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 08 октября 2014 г. по делу N 33-13253/2014
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.
Захаровой О.А.,
с участием прокурора Истоминой И.В.,
при секретаре Косенко Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 октября 2014 года гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области об установлении административного надзора в отношении Шебаршина А.М.
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Шебаршина А.М. на решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 08.10.2013.
Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора Истоминой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заявитель Исправительная колония N 13 ГУФСИН России по Свердловской области обратился в суд с порядке главы 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об установлении административного надзора в отношении Шебаршина А.М. В обоснование заявления указал, что Шебаршин А.М. был осужден приговором ... от ( / / ) за совершение преступления, предусмотренного ... УК РФ, к ... лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, лишен права занимать любые должности ... на срок ... , лишен офицерского звания ... Осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы ( / / ) в связи с отбытием срока наказания. После освобождения он намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: ... В период отбывания наказания Шебаршин А.М. постановлением от ( / / ) и.о. начальника ФКУ ИК N 13 ГУФСИН России по Свердловской области признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Шебаршин А.М. совершил тяжкое преступление, а в период отбывания наказания признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, заявитель просил установить в отношении него административный надзор сроком на 1 год с административными ограничениями в виде запрета пребывать вне места жительства по адресу: ... период с 23-00 до 6-00 часов за исключением установленного трудовым договором рабочего времени, запрета выезжать за пределы г. Сарова Нижегородской области без разрешения органов внутренних дел, обязанности являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства 1 раза в месяц.
Решением суда в отношении Шебаршина А.М. установлен административный надзор на срок 1 год с административными ограничениями в виде запрета пребывать вне места жительства по адресу: ... период с 23:00 часов до 06:00 часов за исключением установленного трудовым договором рабочего времени, запрета выезжать за пределы г. Сарова Нижегородской области без разрешения органов внутренних дел, обязательной явки для регистрации 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства.
Не согласившись с таким решением, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, Шебаршин А.М. подал апелляционную жалобу. Полагает, что суд при вынесении решения не учел данные о его личности, характер совершенного им преступления, а также то, что он впоследствии был снят с учета как злостный нарушитель порядка отбывания наказания.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица - заявитель ФКУ Исправительная колония N 13 ГУФСИН России по Свердловской области, заинтересованное лицо Шебаршин А.М. - не явились. Как следует из материалов дела, извещения о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы были направлены указанным лицам по почте 15.09.2014. Факт получения судебного извещения участвующими в деле лицами подтверждается почтовыми уведомлениями.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Заслушав заключение прокурора Истоминой И.В., полагавшей решение суда подлежащим изменению в части указания в резолютивной части решения суда на порядок исчисления срока административного надзора, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как следует из материалов дела, приговором ... от ( / / ) Шебаршин А.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... УК РФ, и ему назначено наказание в виде ... лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с лишением права занимать любые должности ... на срок ... ; на основании ст. 48 УК РФ Шебаршин А.М. в качестве дополнительного наказания был лишен специального офицерского звания ...
Наказание по приговору осужденный отбывал в ИК N 11 г. Бор Нижегородской области, с ( / / ) был переведен в колонию-поселение при ФКУ ИК N 13 ГУФСИН России по Свердловской области, откуда освобожден ( / / ) .
В период отбытия наказания ... подвергался дисциплинарным взысканиям, которые погашены за истечением срока давности; имеет ... поощрений от администрации исправительного учреждения. ( / / ) постановлением и.о. начальника ФКУ ИК N 13 ГУФСИН России по Свердловской области был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; ( / / ) снят с учета как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания.
В силу п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Шебаршина А.М., освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Довод апелляционной жалобы о том, что Шебаршин А.М. до момента освобождения был снят с учета как злостный нарушитель порядка отбывания наказания, а потому оснований для установления в отношении него административного надзора не имеется, не может быть принят во внимание исходя из следующего.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом N 64-ФЗ от 06.04.2011 основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли дисциплинарные взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора, а также то обстоятельство состоит ли освобождаемое лицо на учете как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания.
Установленные судом в отношении Шебаршина А.М. административные ограничения виде запрета пребывать вне места жительства в период с 23:00 часов до 06:00 часов за исключением установленного трудовым договором рабочего времени, обязательной явки для регистрации 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства определены с учетом перечня, изложенного в ч. 1 ст. 4 вышеуказанного закона, соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, данным о его личности и поведении осужденного в период отбывания наказания, приведенным в характеристике ФКУ ИК N 13 ГУФСИН России по Свердловской области, оснований для изменения решения суда первой инстанции в указанной части не имеется.
Вместе с тем, судом не приведено мотивов, по которым Шебаршину А.М. установлено административное ограничение в виде запрета выезжать за пределы г. Сарова Нижегородской области без разрешения органов внутренних дел что не соответствует требованию обоснованности решения суда (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Выбор административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, соответственно, налагая запрет выезда за пределы г. Сарова, суд должен был указать обстоятельства, послужившие основанием применения указанного ограничения.
Законодатель, установив в п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах определенной судом территории.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления, конкретные обстоятельства дела, его поведение в период отбывания наказания, которое к окончанию срока лишения свободы имело выраженную положительную динамику, хорошие отношения в семье, состояние здоровья Шебаршина А.М., судебная коллегия не усматривает оснований для ограничения возможности передвижения Шебаршина А.М. пределами города Сарова, полагая, что такая мера, существенно ограничивая право поднадзорного лица на свободу передвижения, не будет способствовать выполнению задач и целей административного надзора.
Изменяя решение суда в указанной части по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что контроль за поднадзорным лицом может быть обеспечен в пределах Нижегородской области, и устанавливает в отношении Шебаршина А.М. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Нижегородской области.
Срок административного надзора установлен судом в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которому административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Судимость Шебаршина А.М. по указанному выше приговору погашается по истечении 6 лет после отбытия наказания (п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции на момент совершения преступления).
Вместе с тем, в решении суда не содержится указания на порядок исчисления срока административного надзора, как это предусмотрено п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым внести соответствующие изменения в резолютивную часть решения суда.
В остальном суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 08.10.2013 изменить в части.
Абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Установить в отношении Шебаршина А.М. административный надзор на срок 1 (один) год, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Абзац четвертый резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
Установить в отношении Шебаршина А.М. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Нижегородской области.
В остальной части решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 08.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Шебаршина А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Захарова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.