Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Пархомович Г.П.,
при секретаре Максимовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2014 года апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования Семёновой А.А. на решение Абаканского городского суда от 09 января 2014 года, которым удовлетворено исковое заявление Кольчикова А.Н. к Министерству здравоохранения Республики Хакасия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., пояснения представителя истца - Новиковой Е.В. и представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия - Лимаровой Л.В., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы и просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кольчиков А.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав РХ), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) о взыскании единовременной компенсационной выплаты. С учётом уточнения заявленные требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности "данные изъяты" в ГБУЗ РХ "Аскизская центральная районная больница". Между ним и Минздравом РХ ДД.ММ.ГГГГ заключён договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в сумме 1 000 000 рублей медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему в 2012 году на работу в сельскую местность, который до настоящего момента не исполнен. Просил суд обязать ФФОМС перечислить единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей путём перечисления этих средств через территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - территориальный ФОМС РХ), Минздрав РХ.
В судебном заседании представитель истца - Новикова Е.В. заявленные требования поддержала, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Минздрава РХ - Лимарова Л.В. исковые требования не признала, пояснив суду, что Минздрав РХ выполнило свои обязательства перед истцом, отправив заявку в ФФОМС, который отказал в выплате по причине её несвоевременного отправления.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика ФФОМС и третьего лица территориального ФОМС РХ.
Суд постановил вышеприведённое решение, которым удовлетворил исковые требования. Обязал Федеральный ФОМС перечислить Кольчикову А.Н. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей как медицинскому работнику путём перечисления этих средств через территориальный ФОМС РХ, Минздрав РХ.
Дополнительным решением от 17 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований Кольчикова А.Н. к Минздраву РХ отказано.
С решением не согласен представитель ответчика ФФОМС - Семёнова А.А.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, она просит решение суда отменить. Считает, что ФФОМС не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не заключал с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, который создаёт обязанности для медицинского работника и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, но не для ФФОМС. Приводя обстоятельства дела и нормы действующего законодательства, указывает на то, что Минздрав РХ несвоевременно представил в ФФОМС заявку на предоставление выплаты, в связи с чем ФФОМС не может в 2013 году предоставить межбюджетный трансферт на осуществление выплат медицинским работникам, прибывшим в 2012 году в сельский населённый пункт. Кроме того, полагает, что Постановление Правительства Республики Хакасия от 19 января 2012 года N 10 "Об утверждении Порядка заключения с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт в Республике Хакасия или переехавшим на работу в сельский населённый пункт в Республике Хакасия из другого населённого пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты" утратило силу и не подлежит применению.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец выражает согласие с решением суда, полагает доводы жалобы несостоятельными.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Таким образом, указанной нормой закона определены критерии, при соответствии которым молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 приведенного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, по возврату единовременной компенсационной выплаты.
В целях реализации ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ Правительство Республики Хакасия Постановлением от 19.01.2012 года N 10 утвердило Порядок заключения с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт в Республике Хакасия или переехавшим на работу в сельский населенный пункт в Республике Хакасия из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, который определяет правила заключения Министерством здравоохранения Республики Хакасия с медицинским работником договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Пунктами 2, 3 Постановления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по заключению договора с медицинским работником определено Министерство здравоохранения Республики Хакасия и установлено, что Министерство здравоохранения Республики Хакасия и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия до 15 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, представляют в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кольчиков А.Н. принят в ГБУЗ РХ "Аскизская центральная районная больница" на должность "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность "данные изъяты" (л.д. 16-20).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Хакасия и Кольчиковым А.Н. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей (л.д.23-25), который до настоящего времени не исполнен.
Во исполнение данного договора Министерство здравоохранения Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ направило в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования заявку на единовременную компенсационную выплату истцу (л.д. 36-37).
Из письменного отзыва ФФОМС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ от Министерства здравоохранения Республики Хакасия в Федеральный фонд поступила заявка на осуществление единовременной компенсационной выплаты в том числе и истцу. Однако заявка не была выполнена в связи с несвоевременным направлением данной заявки, поскольку данная заявка должна была быть направлена до 15 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (л.д.28-30).
Полагая, что ему незаконно отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, истец обратился в суд с требованием о ее взыскании.
Принимая решение, суд первой инстанции, установив, что истец с 2012 года является медицинским работником медицинского учреждения, расположенного в сельском населенном пункте, не достигшим возраста 35 лет, требования Федерального закона N 326-ФЗ не предусматривают такого основания для отказа в единовременной компенсационной выплате, как несвоевременное направление заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и обязал Федеральный ФОМС перечислить Кольчикову А.Н. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей путём перечисления этих средств через территориальный ФОМС РХ, Минздрав РХ, в удовлетворении исковых требований Кольчикова А.Н. к Минздраву РХ отказал.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он постановлен в соответствии с требованиями закона, соответствует обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
При этом судебная коллегия отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что Минздрав РХ несвоевременно представил в ФФОМС заявку на предоставление выплаты, в связи с чем ФФОМС не может в 2013 году предоставить межбюджетный трансферт на осуществление выплат медицинским работникам, прибывшим в 2012 году в сельский населённый пункт, поскольку права и интересы истца не могут быть поставлены в зависимость от даты приема его на работу и заключения с ним указанных договоров.
Ссылка в жалобе на изменение порядка финансирования единовременной компенсационной выплаты, которое с 2013 года производится в равных долях из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджета субъекта Российской Федерации, не заслуживает внимания, так как Кольчиков А.Н. прибыл на работу в сельскую местность в 2012 году, в этот же год в ФФОМС была сделана заявка о предоставлении компенсационной выплаты, которая в 2012 году полностью предоставлялась из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника.
Довод жалобы о том, что ФФОМС не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не заключал с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, несостоятелен, поскольку федеральным законодательством обязанность по перечислению в течение трех рабочих дней компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов РФ возложена на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Другие доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, а потому не принимаются во внимание судебной коллегией.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 09 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Семёновой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи В.Н. Морозова
Г.П. Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.