Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,
при секретаре Зубатовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 мая 2014 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Алтайского района ФИО1 на решение Алтайского районного суда от 25 марта 2014 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района в интересах Тищенко И.А. к Администрации Алтайского района об обеспечении жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя Прокуратуры Республики Хакасия Зайцевой О.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района обратился в суд с иском в интересах Тищенко И.А. к Администрации Алтайского района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Подсинского сельсовета в с. Подсинее. Требования мотивировал тем, что Тищенко И.А. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Алтайский район. Вместе с тем до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, хотя он достиг 18-летнего возраста и закончил обучение в образовательном учреждении профессионального образования, а потому имеет право на получение жилья.
В судебном заседании прокурор Алтайского района Соколов Е.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Алтайского района Олехова Ю.А. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истца Тищенко И.А., представителя третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия.
Суд постановил решение, которым обязал ответчика предоставить истцу на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилой дом или квартиру, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Подсинский сельсовет в с. Подсинее.
С решением не согласен представитель ответчика Администрации Алтайского района ФИО1
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Полагает, что суд не принял во внимание положения Закона Республики Хакасия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", которым определен порядок обеспечения жильем детей-сирот и установлено, что на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. Поскольку количество жилья, приобретаемого для обеспечения детей-сирот, ограничено размером субвенций, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году, то ответчик не может нести ответственность за осуществление переданных полномочий, которые не обеспечены достаточным финансированием из бюджета Республики Хакасия. Считает, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления и лицом из числа детей-сирот противоречит ч. 3 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, полагает, что предоставление Тищенко И.А. жилья в первоочередном порядке нарушит права других детей - сирот, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ранее него.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29.02.2012 года, вступившей в силу с 01.01.2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного Закона договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
На основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Тищенко И.А. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей с 2007 года, не является собственником жилого помещения, окончил образовательное профессиональное учреждение, включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Алтайский район, а потому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Тищенко И.А. имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Алтайского района приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в виде субвенций, поэтому количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенций, не заслуживает внимания по следующим основаниям.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со ст. 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению которым возложена на органы местного самоуправления.
Ответчиком не предоставлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц могут быть осуществлены в отношении ограниченного числа граждан, не заслуживает внимания.
Довод апелляционной жалобы о том, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления и лицом из числа детей-сирот влечет за собой нарушение федерального законодательства, также не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводами апелляционной жалобы о нарушении обжалуемым решением интересов других детей, оставшихся без попечения родителей, которые также стоят на льготной очереди, поскольку они не имеют юридического значения для существа рассматриваемого спора, не влияют на обоснованность и законность судебного решения, а потому не опровергают выводы суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 25 марта 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации Алтайского района ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи В.Н.Морозова
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.