Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Весёлой И.Н., Долгополовой Т.В.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица - администрации г.Абакана Шестопаловой И.А. на решение Абаканского городского суда от 03 марта 2014 года по заявлению Фоминой О.М. , Фомина Н.А. об оспаривании решения администрации г. Абакана об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре очередности в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Абакане на 2012-2015 годы", которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., объяснения представителя администрации г.Абакана Шестопаловой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителей Фоминой О.М., Фомина Н.А., представителя заявителей Двигуна П.С., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомина О.М., Фомин Н.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения администрации города Абакана от "дата 2" об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре очередности в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Абакане на 2012-2015 годы", указывая на следующее. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию г.Абакана с заявлением о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в названной программе. Получив отказ, обжаловали его в суд. Решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ их требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации г.Абакана об отказе в признании нуждающимися в жилом помещении в целях участия в вышеназванной программе.Решением Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления социальных выплат в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Абакане на 2012-2015 годы" от ДД.ММ.ГГГГ семья включена в список участников муниципальной программы. Заявители считали, что их семья подлежит включению в очередь не позднее 30 дней с момента обращения в администрацию г. Абакана, т.е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ .
В судебном заседании Фомина О.М., Фомин Н.А. заявление поддержали по изложенным выше основаниям, просили суд заявление удовлетворить. Представитель администрации города Абакана Шестопалова И.А. с доводами заявления не согласилась, суду пояснила, что первоначально семья Фоминых обратилась в администрацию г. Абакана с заявлением о признании нуждающимися в жилом помещении, в чем им было отказано. Данное решение было обжаловано в суд и признано незаконным. При этом суд не обязывал администрацию г. Абакана включить Фоминых в число участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы". После вступления решения в законную силу "дата 1" Фомины обратились в администрацию г. Абакана с заявлением о включении их в программу. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ их семья была включена в указанную программу. До "дата 1" заявители в администрацию г. Абакана с подобным заявлением не обращались. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд постановил решение, которым требования удовлетворил.
С решением суда не согласилась представитель заинтересованного лица Шестопалова И.А.
В апелляционной жалобе онауказала, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", а также "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", утвержденные указанным Постановлением, указала, что с заявлением о включении семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Абакане на 2011-2015 годы" Фомины обратились "дата 1" . Решением Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления социальных выплат в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы" от ДД.ММ.ГГГГ семья Фоминых включена в список участников программы. Суд обязал администрацию города Абакана восстановить семью Фоминых в очереди нуждающихся в жилом помещении в целях участия в указанной выше программе с ДД.ММ.ГГГГ , однако не учел, что администрация города Абакана не исключала семью Фоминых из какой-либо очереди. Администрация города ведет очередь нуждающихся в жилом помещении только для предоставления жилого помещения на основании договора социального найма. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы выразили согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, выслушав пояснения представителя органа, чьи действия оспариваются, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Этим же Постановлением утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
На основании подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, подпрограммы"Обеспечение жильем молодых семей" региональной программы "Жилище" (2011 - 2015 годы), утвержденной Постановлением Правительства РХ от 24.06.2011 N382, постановлением Главы г. Абакана от 12.10.2011 N 1920 утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Фомина О.М. обратилась в администрацию г. Абакана с заявлением о признании её семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 24).
Администрация г. Абакана отказала в удовлетворении указанного заявления.
Решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ , решение администрации г. Абакана об отказе Фоминой О.М., Фомину Н.А. в признании нуждающимися в жилом помещении в целях участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы" признано незаконным, на администрацию г. Абакана возложена обязанность признать семью Фоминых нуждающейся в жилом помещении вцелях участия в вышеуказанной муниципальной программе (л.д. 6-7).
"дата 1" Фомина О.М. и Фомин Н.А. обратились в администрацию г.Абакана с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 23).
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления социальных выплат в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы" от ДД.ММ.ГГГГ семья заявителей включена в список участников муниципальной программы, который в целях дальнейшего участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной республиканской целевой программы "Жилище (2011-2015 годы)" направлен в Министерство экономического развития Республики Хакасия (л.д. 22).
При обращении Фоминой О.М. с заявлением о пересмотре очередности её семьи в списке участников вышеуказанной подпрограммы в удовлетворении данного заявления администрацией г. Абакана отказано, о чем направлено сообщение от "дата 2" N (л.д. 9).
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании отказа в пересмотре очередности семьи в списке участников программы, заявители полагали, что их семья подлежала включению в список не позднее 30 дней с момента обращения в администрацию г. Абакана с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о признании семьи нуждающейся в жилом помещении.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что включение заявителей в список участников подпрограммы после написания заявления от "дата 1" стало возможным вследствие принятия администрацией г.Абакана незаконного решения об отказе в признании Фоминых нуждающимися в жилом помещении, на момент принятия которого семья Фоминых отвечала требованиям, предъявляемым к участникам данной подпрограммы, и подлежала включению в список.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он постановлен без учета положений Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденныхПостановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.
В соответствии с п. 6 названных Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.10.2011 N 825, от 22.11.2012 N 1204) участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 15 данных Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к Правилам; б)копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок(п. 15 Правил).
Пунктом 5.1 постановления Главы г. Абакана от 12.10.2011 N 1920 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012 - 2015 годы" также предусмотрено предоставление молодой семьей в отдел по учету и распределению жилой площади администрации города Абакана вышеуказанных документов, в том числе заявления по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.
Из системного анализа изложенных положений следует, что, обращаясь в администрацию г. Абакана с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, и в дальнейшем оспаривая в судебном порядке отказ в признании семьи таковой, заявители обеспечили соответствие их семьи лишь одному из условий, необходимых для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Вывод суда первой инстанции о том, что решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ органа местного самоуправления во включении заявителей в программу, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, поскольку предметом оспаривания в указанном случае являлся отказ в признании Фоминых нуждающимися в жилом помещении.
Указание в заявлении, а также в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ на признание семьи нуждающейся в жилом помещении в целях участия в указанной подпрограмме либо в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы" само по себе не свидетельствует о возникновении у администрации г. Абакана обязанности включить семью заявителей в список участников программы.
Как указано выше, с заявлением о включении в состав участников подпрограммы по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, Фомина О.М. обратилась в администрацию г. Абакана только "дата 1" .
При этом документы, подтверждающие доходы семьи, приложены ею к заявлению от "дата 1" . Ранее такие документы в администрацию г. Абакана не предоставлялись (л.д. 23, 25), что делало невозможным включение семьи Фоминых в список участников подпрограммы.
Доводы заявителей о том, что документы предоставлялись ими в соответствии с разъяснениями, полученными от муниципальных служащих, являются несостоятельными, так как порядок участия в подпрограмме установлен нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения семьи Фоминых в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ , заслуживающим внимания, и полагает отказ администрации г. Абакана от "дата 2" в пересмотре очередности семьи Фоминых в указанном списке законным и обоснованным.
Таким образом, решение суда по настоящему делу подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 03 марта 2014 года по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Фоминой О.М. , Фомина Н.А. об оспаривании решения администрации г. Абакана от "дата 2" об отказе в пересмотре очередности в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Абакане на 2012-2015 годы"отказать.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи И.Н. Весёлая
Т.В. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.