Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Ивашиной Т.А., Капустиной Т.М.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 03 июля 2014 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Пономаренко В.Д. на решение Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ , которым удовлетворен иск прокурора Алтайского района Республики Хакасия в интересах Музыки А.М. к администрации Алтайского района Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения прокурора Минчук Е.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия в интересах
Музыки А.М. обратился в суд с иском к администрации Алтайского района Республики Хакасия (далее - администрация Алтайского района) о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что
Музыка А.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, поскольку закрепленного жилья не имеет. До настоящего времени истец жильем не обеспечен, хотя достиг совершеннолетия. Просил обязать ответчика предоставить Музыке А.М. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "адрес" .
В судебном заседании прокурор Алтайского района Республики Хакасия Соколов Е.В. и материальный истец Музыка А.М. настаивали на иске.
Представитель ответчика Олехова Ю.А. иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал администрацию Алтайского района предоставить Музыке А.М. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования "адрес" .
С решением не согласен представитель ответчика Пономаренко В.Д.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что из анализа действующего законодательства следует, что полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, разграничены между администрацией Алтайского района и администрациями сельских поселений Алтайского района. Администрация Алтайского района составляет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий предоставляются субвенции из бюджета Республики Хакасия. Администрация Алтайского района приобретает для обеспечения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенций. Количество приобретаемого жилья ограничено их размером, а потому ответчик не может нести ответственность за переданные полномочия, которые не обеспечены достаточным финансированием из бюджета Республики Хакасия. Со ссылкой на положения Закона Республики Хакасия от 29 ноября 2005 года N 74 ЗРХ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия" жилищный фонд передан из собственности муниципального образования Алтайский район в собственность расположенных в его границах поселений. Приводя ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между администрацией Алтайского района, где орган местного самоуправления будет являться собственником жилого помещения, и лицом из числа детей-сирот не предоставляется возможным. Отмечает, что в списке Музыка А.М. значиться под номером 56 и его право на жилье должно быть реализовано в 2014 году. Кроме того, полагает, что предоставление истцу жилья в первоочередном порядке нарушит права других детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ранее него.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29 февраля 2012 года, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями
Из анализа положений названного закона следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28 декабря 2013 года) предусматривает возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 26 декабря 2013 года) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к которым отнесено и предоставление указанным лицам жилых помещений.
В приложении N 1 к Закону Республики Хакасия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указан перечень муниципальных образований Республики Хакасия, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2010 года N 122-ЗРХ). В указанном перечне поименован Алтайский район.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что
Музыка А.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. 25 июня 2007 года окончил государственное образовательное учреждение " "данные изъяты" " "адрес" (л.д. 12, 13, 15, 16). Как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей впервые выявлен на территории "адрес" (л.д. 7, 18).
Администрацией Алтайского района 30 декабря 2013 года
Музыка А.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Алтайский район ( N в списке) (л.д. 21-22).
До настоящего времени Музыка А.М. жильем не обеспечен.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на администрацию Алтайского района обязанности по обеспечению жилым помещением истца на территории "адрес" .
Доводы апелляционной жалобы о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с очередностью, установленной списком, как и доводы жалобы о том, что городская администрация не обеспечена необходимыми финансовыми средствами, не могут повлечь отмену решения суда, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы о том, что заключение договора найма специализированного жилого помещения между администрацией Алтайского района и Музыкой А.М. невозможно, не может повлечь отмену решения суда, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления. В данном случае такая обязанность возложена на администрацию Алтайского района.
Ссылки в апелляционной жалобе о необоснованности выводов суда и неверном применении норм права свидетельствуют об ошибочном толковании закона. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Другие доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 28 апреля 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Пономаренко В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Т.А. Ивашина
Т.М. Капустина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.