Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Капустиной Т.М.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 июля 2014 года
апелляционную жалобу главы Алтайского района Пономаренко В.Д. на решение Алтайского районного суда от 28 мая 2014 года, которым удовлетворен иск прокурора Алтайского района Республики Хакасия в защиту интересов Халло Н.Н. к администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ивашиной Т.А., объяснения прокурора Зайцевой О.И., истца Халло Н.Н., согласившихся с решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в защиту интересов Халло Н.Н. к администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде благоустроенных жилого дома или квартиры, указав в обоснование иска, что Халло Н.Н. является лицом из категории детей-сирот, и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на получение жилья. Администрация Алтайского района не обеспечила Халло Н.Н. жилым помещением, ее право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано.
В судебном заседании прокурор Алтайского района РХ Соколов Е.В., истец Халло Н.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Алтайского района РХ Олехова Ю.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки РХ в судебном заседании не присутствовал.
Суд постановил решение, которым иск удовлетворил.
Обязал Администрацию Алтайского района Республики Хакасия предоставить Халло Н.Н. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Белоярский сельсовет в с. Белый Яр.
С решением не согласен глава Алтайского района Республики Хакасия Пономаренко В.Д.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение.
Считает, что администрация Алтайского района не может нести ответственность за переданные полномочия, которые не обеспечены достаточным финансированием из республиканского бюджета, ссылаясь при этом на ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закон Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ссылаясь на ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления, который будет являться собственником жилого помещения, и лицом из числа детей-сирот не представляется возможным, поскольку повлечет нарушения федерального законодательства.
Указывая на то, что Халло Н.Н. состоит в списке детей, имеющих право на обеспечение жильем, утвержденном 30.12.2013 года, под N , считает, что предоставление ей в первоочередном порядке жилого помещения нарушит права других граждан данной категории, которые были поставлены на учет ранее Халло Н.Н.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 1 Закона от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения имеют:1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещений признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона, договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставляемые жилые помещения.
Как видно из материалов дела, родители Халло Н.Н. умерли (л.д. 8).
Распоряжением главы Белоярского сельсовета Халло Н.Н. признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет и включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей под номером 110 (л.д. 15).
Зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества на территории Республики Хакасия Халло Н.Н. не имеет, так же как и ее умершие родители (л.д. 11-13).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные в решении нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Халло Н.Н., являясь лицом из числа детей, признанным нуждающимся в обеспечении жилым помещением, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного помещения.
Доводы жалобы о том, что администрация Алтайского района не может нести ответственности за переданные полномочия, которые не обеспечены достаточным финансированием из республиканского бюджета, не могут быть приняты во внимание.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со ст. 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Ответчиком не представлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не может повлечь отмену решения суда довод жалобы о том, что заключение договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда между органом местного самоуправления, который будет являться собственником жилого помещения, и лицом из числа детей-сирот не представляется возможным, поскольку повлечет нарушения федерального законодательства, со ссылкой на ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и является несостоятельным как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Довод о том, что Халло Н.Н. состоит в списке детей, имеющих право на обеспечение жильем, утвержденном 30.12.2013 года, под N , и предоставление ей в первоочередном порядке жилого помещения нарушит права других граждан данной категории, которые были поставлены на учет ранее Халло Н.Н. является необоснованным в связи с тем, что данный список не устанавливает очередность предоставления жилья.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 28 мая 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Алтайского района Республики Хакасия Пономаренко В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.А. Ивашина
Т.М. Капустина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.