Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Пархомович Г.П.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 августа 2014 года
апелляционную жалобу истца Кретова Н.В. на решение Абаканского городского суда от 20 мая 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Хакасия (далее - УФСИН России по РХ) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РХ, обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ивашиной Т.А., объяснения Кретова Н,В.,его представителя Недбаевой Г.Г., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика УФСИН России по РХ Лысых, согласившейся с решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кретов Н.В. обратился с иском к УФСИН России по РХ о признании незаконным протокола заседания и решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании УФСИН России по РХ восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в той очереди, в какой он стоял на момент его исключения, указав в обоснование иска, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на улучшение жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ был первым в очереди. Считает, что незаконно был исключен из списков нуждающихся, так как занимаемая на одного члена его семьи площадь "данные изъяты" кв.м. не отвечает требованиям законодательства, в соответствии с которыми на одного члена семьи установлена социальная норма в размере 18 кв.м.
В судебном заседании истец Кретов Н.В., его представитель Недбаева Г.Г. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УФСИН России по РХ Сутормин М.В. исковые требования не признал, пояснив, что истец состоял на учёте в качестве нуждающегося с ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ Кретов Н.В. был третьим в сводном списке участников. В результате проверки учетного дела на соответствие требованиям действующих нормативно - правовых актов решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку истец утратил основание считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность на одного члена семьи стала более 11 кв.м. в связи со в связи со снятием четвертого члена семьи с учета по адресу истца и обеспеченность жилой площадью на одного человека стала составлять "данные изъяты" кв.м. Просил отказать в удовлетворении иска.
Суд постановил решение, которым отказал Кретову Н.В. в удовлетворении исковых требований, с чем он не согласен.
В апелляционной жалобе он просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Настаивает на том, что решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконно был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как данное решение не содержит правовых оснований для исключения, предусмотренных ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, и в нарушение
ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ принято по истечении установленного срока равного 30 рабочим дням.
Полагает, что снятие его (истца) с учета по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, недопустимо в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку на учет в качестве нуждающегося в получении жилья он (истец) был поставлен до 01 марта 2005 года.
Перечисляя в жалобе нормы федерального законодательства, а также нормы законодательства Республики Хакасия считает, что в силу этих норм и обеспеченности его жилой площадью менее 18 кв.м. на одного члена семьи решение об исключении из списков нуждающихся незаконно.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", задачами которой являются предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 287 для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
Из материалов дела следует, что Кретов Н.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы "данные изъяты" УФСИН России по Республике Хакасия, откуда был уволен ДД.ММ.ГГГГ по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по достижении предельного возраста. Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет "данные изъяты" . Кретова Н.В. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в УФСИН России по Республике Хакасия ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Совета Министров РХ от 16.06.1994 N156 п. 9 (обеспеченность на одного члена семьи менее 11 м 2 ), действовавшего на тот момент, состав семьи 4 человека.
С ДД.ММ.ГГГГ Кретов Н.В. являлся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", с ДД.ММ.ГГГГ Кретов Н.В. был третьим в сводном списке участников, что не оспаривали стороны в судебном заседании.
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ , оформленным протоколом N , истец снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в силу утраты оснований, которые ранее давали ему право на получение жилых помещений.
Основанием для снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как видно из выписки из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ года, послужило то, что площадь квартиры у истца, расположенной по адресу "адрес" , составляет "данные изъяты" кв.м., состав семьи на момент постановки на жилищный учет составлял 4 человека, а согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ четвертый член семьи Кретова Н.Н. была снята с регистрационного учета, и обеспеченность на одного члена семьи стала более 11 кв. м. и составляет "данные изъяты" кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, не оспаривались истцом и представителями сторон в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Как установлено судом, основанием постановки ДД.ММ.ГГГГ на учет Кретова Н.В. в качестве нуждающегося в УФСИН России по РХ было Постановление Совета Министров РХ от 16.06.1994 N156, в соответствии с п. 9 которого нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее одиннадцати квадратных метров (этот показатель определяется путем деления общей площади квартиры, которой пользуется семья, на количество ее членов).
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На момент принятия оспариваемого истцом решения от ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления по месту жительства истца (г. Черногорск) была утверждена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 7 кв. м. на одного человека (п. 2 Решения Совета депутатов г. Черногорска от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения").
На основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, обеспеченность жилой площадью истца Кретова Н.В. и членов его семьи на одного члена семьи на момент принятия решения о снятии истца с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ составляла "данные изъяты" кв.м., что более 11 кв.м. и более учетной нормы 7 кв.м., в связи с чем у истца оснований считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий не имелось.
При этом доказательств, свидетельствующих об иной обеспеченности, в материалах дела не имеется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Так, основания и порядок снятия граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, предусмотрены частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что гражданам, принятым на учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В силу статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Постановлением Совета Министров РХ от 16.06.1994 N156, в соответствии с п. 9 которого нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее одиннадцати квадратных метров (этот показатель определяется путем деления общей площади квартиры, которой пользуется семья, на количество ее членов) (пункт 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Таким образом, основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса РФ давало Кретову Н.В. право на получение жилья по договору социального найма, им было утрачено, и в силу части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" он подлежал снятию с учета.
Оценивая доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения жилищно-бытовая комиссия обоснованно исходила из того обстоятельства, что Кретов Н.В. утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку на момент вынесения решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истец утратил право считаться таковым.
Обоснованно суд первой инстанции признал ошибочной ссылку истца и его представителя на то, что обеспеченность его семьи жилой площадью ниже социальной нормы, то есть 18 кв.м., и потому он должен был считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку указанная норма принимается во внимание при предоставлении жилых помещений гражданам на условиях социального найма(ст.5 Закона Республики Хакасия от 12.04.2007 N 15-ЗРХ в редакции от 13.11.2012 N97-ЗРХ).
С выводами судебная коллегия согласна, поскольку суд, правильно применив приведенные в решении нормы материального права, с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, и дал им надлежащую правовую оценку.
Доводы, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, аналогичны тем, которые он указал в суде первой инстанции в обоснование своих требований, все они были предметом обсуждения суда первой инстанции и мотивы, по которым суд первой инстанции не принял их во внимание отражены в решении.
Каких-либо новых данных, которые бы могли повлиять на законность решения суда первой инстанции, и не были учтены судом первой инстанции, жалоба не содержит. Доводы жалобы сводятся к субъективной оценке установленных судом обстоятельств и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 20 мая 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кретова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Т.А. Ивашина
Г.П.Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.