Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Прониной А.В.,
при секретаре Зубатовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 февраля 2014 года
апелляционную жалобу представителя ответчика главы Администрации Московского сельсовета ФИО1 на решение Усть-Абаканского районного суда от 09 декабря 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Усть-Абаканского района в интересах Янгуловой Г.Н. к Администрации Московского сельсовета о взыскании недополученной суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя процессуального истца прокурора Усть-Абаканского района Анисимовой Н.В., материального истца Янгуловой Г.Н., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Абаканского района обратился в суд с иском в интересах Янгуловой Г.Н. к Администрации Московского сельсовета о взыскании недополученной суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с мая по октябрь 2013 года в размере "данные изъяты" , компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" . Требования мотивировал тем, что Янгулова Г.Н. до выхода на пенсию занимала должность главы муниципального образования Московский сельсовет, денежное содержание которой исчислялось исходя из должностного оклада в размере "данные изъяты" В настоящее время ей выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, исчисленная исходя из 75% месячного денежного содержания, которое она получала до выхода на пенсию. С 01.04.2013 года произведено увеличение оклада действующего главы Московского сельсовета на 10% (с "данные изъяты" . до "данные изъяты" .), однако размер ежемесячной доплаты к пенсии Янгуловой Г.Н. увеличен не был, чем нарушены ее пенсионные права.
Определением суда от 09.12.2013 года производство по делу в части компенсации морального вреда прекращено.
В судебном заседании представитель процессуального истца прокурора Усть-Абаканского района Анисимова Н.В., материальный истец Янгулова Г.Н. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Московского сельсовета Тропина Л.В. требования не признала, пояснив, что правовых оснований для увеличения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пропорционально увеличению оклада действующего главы поселения не имеется.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым взыскал с ответчика в пользу истицы недополученную сумму ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с мая по октябрь 2013 года в размере "данные изъяты"
С решением суда не согласен представитель ответчика Глава Администрации Московского сельсовета ФИО1
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить. Приводя обстоятельства дела, указывает, что по причине уменьшения численности населения муниципального образования Московский сельсовет должностной оклад выборного должностного лица местного самоуправления был снижен с "данные изъяты" до "данные изъяты" . С 01.04.2013 года должностной оклад для Главы Московского сельсовета установлен в размере "данные изъяты" . Доплата к государственной пенсии Янгуловой Г.Н. исчислялась исходя из должностного оклада в размере "данные изъяты" , и не изменялась при снижении должностного оклада. Данные обстоятельства не были учтены судом при вынесении решения, что привело к принятию незаконного решения. Кроме того, судом не учтен ответ прокурора от 14.06.2013 года, из содержания которого следует, что нарушения в начислении ей пенсии отсутствуют.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Усть-Абаканского района Волконский А.Ю. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 5.1 ст. 40).
Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливают другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (ч. 1, 2 ст. 53).
В силу абз. четвертого п. 1 ст. 9, п. п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Статьей 38.3 Устава муниципального образования Московский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия предусмотрено, что установление, выплата и перерасчет размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии главе поселения, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, производятся в соответствии с правовым актом уполномоченного должностного лица местного самоуправления.
Постановлением главы Московского сельсовета от 30.11.2011 года N 131-п утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в Администрации Московского сельсовета, согласно п. 19 которого размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается Администрацией Московского сельсовета при увеличении (повышении) в соответствии с нормативно-правовыми актами Главы Московского сельсовета денежного содержания по соответствующей выборной муниципальной должности и включении необходимых средств в муниципальный бюджет на соответствующий год.
Как следует из материалов дела, Янгулова Г.Н. ранее замещала выборную должность главы Администрации Московского сельсовета.
Решением главы Администрации Московского сельсовета от 09.12.2011 года N 1-реш Янгуловой Г.Н. исходя из периода ее работы, составляющего 15 лет, с 01.12.2011 года установлена ежемесячная доплата к пенсии, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% от месячного содержания (л.д. 22).
При этом имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об исчислении Янгуловой Г.Н. такой доплаты исходя из денежного содержания в размере "данные изъяты" ., рассчитанного из должностного оклада в размере "данные изъяты" (л.д. 8, 9-12, 18, 23).
Из штатных расписаний усматривается, что с 01.08.2012 года должностной оклад главы Московского сельсовета уменьшен до "данные изъяты" . (л.д. 25), а с 01.04.2013 года стал составлять "данные изъяты" (оборот л.д. 17), при этом увеличение должностного оклада произошло в рублевом, а не в процентном соотношении к предыдущему окладу, как об этом указывает процессуальный истец, утверждая об увеличении должностного оклада на 10%.
Более того, судебная коллегия учитывает, что доплаты Янгуловой Г.Н. продолжали исчисляться исходя из должностного оклада в размере "данные изъяты" ., который превышает оклад действующего Главы Московского сельсовета, установленный в размере "данные изъяты" следовательно, увеличения размера должностного оклада и как следствие увеличения денежного содержания Главы Московского сельсовета с момента освобождения Янгуловой Г.Н. занимаемой выборной должности до 01.10.2013 года не произошло.
Других доказательств увеличения денежного содержания Главы Московского сельсовета стороной истца не представлено.
Между тем указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были, что привело к принятию неправильного решения, которое подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении иска в связи с недоказанностью обстоятельств, на которых истец основывал заявленные требования.
Ввиду отмены решения суда другие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не рассматриваются, поскольку не могут повлиять на исход рассматриваемого спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Абаканского районного суда от 09 декабря 2013 года по настоящему делу отменить и принять новое.
В удовлетворении иска прокурора Усть-Абаканского района в интересах Янгуловой Г.Н. к Администрации Московского сельсовета о взыскании недополученной суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отказать.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Т.А.Ивашина
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.