Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Прониной А.В.,
при секретаре Зубатовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 марта 2014 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации города Абакана Шестопаловой И.А. на решение Абаканского городского суда от 13 декабря 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Абакана в интересах Фишер Н.Ю. к Администрации города Абакана о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Администрации г. Абакана Бугаевой А.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Прокуратуры Республики Хакасия Полежаевой Н.С., материального истца Фишер Н.Ю., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Абакана обратился в суд с иском в интересах Фишер Н.Ю. к Администрации г. Абакана о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не менее 20 кв.м. за счет бюджета Республики Хакасия. Требования мотивировал тем, что Фишер Н.Ю., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет для получения внеочередного жилья, однако до настоящего времени жилое помещение ответчиком ей не предоставлено, хотя она достигла 18-летнего возраста.
В судебном заседании представитель прокурора г. Абакана Пожидаева Е.А., материальный истец Фишер Н.Ю. требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Абакана Шестопалова И.А. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Министерства образования и науки Республики Хакасия и Министерства финансов Республики Хакасия.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал ответчика предоставить Фишер Н.Ю. жилое помещение в г. Абакане, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 20 кв.м. на основании договора найма специализированного жилого помещения за счет субвенций бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на цели обеспечения жильем детей-сирот в рамках реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.
С решением не согласна представитель ответчика Администрации г. Абакана Шестопалова И.А.
В апелляционной жалобе она, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что суд не принял во внимание положения Закона Республики Хакасия "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" в части возложения на органы местного самоуправления государственных полномочий, обеспеченных субвенциями из республиканского бюджета. Выделенных из республиканского бюджета г. Абакану субвенций для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно, а потому исполнение решения не представляется возможным. Обращает внимание на отсутствие в действующем в настоящее время законодательстве права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставления жилья, а потому при наличии очередности на получение жилья указанной категорией граждан, суд необоснованно обязал ответчика предоставить Фишер Н.Ю. жилое помещение вне очереди.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель процессуального истца прокурора г. Абакана Пожидаева Е.А. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 вышеназванного закона (в ред. от 29.02.2012 года, вступившей в силу с 01.01.2013 года) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 2).
Согласно ч. 4 ст. 4 указанного Закона договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда заключаются сроком на пять лет, и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фишер Н.Ю. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей с 2005 года (л.д. 5, 7-8), собственником жилых помещений не является (л.д. 11-12), состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем (л.д. 10), при этом стороной ответчика не оспаривалось право Фишер Н.Ю. на получение жилья, а потому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Фишер Н.Ю. права на получение жилого помещения специализированного жилого фонда.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Абакана приобретает для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения в пределах субвенций, выделенных ей на такие цели, а потому количество приобретаемого жилья ограничено их размером, не заслуживает внимания по следующим основаниям.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, в частности, города Абакана, наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок (ст. 1).
На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (ч. 1 ст. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия (ч. 2).
В силу вышеприведенных норм права дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению которым возложена на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, ответчиком не предоставлено доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений вышеназванной категории лиц.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений данной категории лиц могут быть осуществлены в отношении ограниченного числа граждан, не заслуживает внимания.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод апелляционной жалобы в части необоснованного возложения на ответчика обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения Фишер Н.Ю., поскольку указания на внеочередное предоставление ответчиком материальному истца жилья резолютивная часть решения не содержит.
Поскольку других доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, то оснований для отмены состоявшегося судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 13 декабря 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации города Абакана Шестопаловой И.А. без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи Т.А.Ивашина
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.