Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Капустиной Т.М.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 03 апреля 2014 года
апелляционную жалобу третьего лица министра труда и социального развития Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. на решение Таштыпского районного суда от 20 января 2014 года, которым удовлетворен иск Тыгдымаевой Л.П. к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ивашиной Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тыгдымаева Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" (далее - ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района") о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, указывая, что ответчиком необоснованно отказано в предоставлении ей как педагогу-пенсионеру, имеющему 10-ти летний стаж педагогической деятельности в образовательных учреждениях в сельской местности, ранее пользовавшимся такими мерами. Просила признать незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки и обязать ответчика предоставлять ей меры социальной поддержки за коммунальные услуги - твердое топливо и электроэнергию.
Определением суда от 12 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
В судебном заседании истец Тыгдымаева Л.П. исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным отказ ответчика ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" в предоставлении ей мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию; признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, и обязать ответчика предоставить ей такие меры социальной поддержки за 2013 год. Пояснила, что после выхода на пенсию ДД.ММ.ГГГГ , указанные меры социальной поддержки в 2012 году ей предоставлялись. В 2013 году ей были предоставлены меры социальной поддержки как ветерану труда по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ года, которое она (истец) написала по предложению руководителя ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" Сагалаковой М.Г., однако данные меры составили 50% стоимости оплаты за коммунальные услуги, тогда как меры социальной поддержки педагогическим работникам составляют 100% оплаты.
Представитель ответчика ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" Дубко Н.В. исковые требования не признала, пояснив, что истец не имеет права на предоставление мер социальной поддержки как педагогического работника, вышедшего на пенсию, поскольку у истца недостаточно педагогического стажа, и ее работа, с которой она вышла на пенсию, не являлась педагогической.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв, в котором возражал относительно удовлетворения исковых требований Тыгдымаевой Л.П.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым иск удовлетворил.
Признал незаконным отказ ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" в предоставлении Тыгдымаевой Л.П. мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию.
Признал за Тыгдымаевой Л.П. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и обязал предоставить ей за 2013 года данные меры социальной поддержки в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Взыскал с ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" в пользу Тыгдымаевой Л.П. судебные расходы в размере "данные изъяты" руб.
С решением не согласна министр труда и социального развития Республики Хакасия Карамашева Н.Н.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, ссылаясь на неправильное истолкование закона и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, неправильно применив без взаимосвязи с пунктом 1 только пункт 4 Разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС о порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), утвержденных Постановлением от 28.05.1985 N 154/12-22 (далее - Разъяснения).
Считает, что суд, установив наличие у истца Тыгдымаевой Л.П. 10-летнего стажа работы в образовательных учреждениях в сельской местности, не исследовал второе условие предоставления мер социальной поддержки о наличии у нее (истца) на момент выхода на пенсию права на указанные меры социальной поддержки, которое она не имеет, поскольку прекратила педагогическую деятельность ДД.ММ.ГГГГ , утратив с этого момента право на указанные меры, и на момент выхода на пенсию не являлась педагогическим работником.
По мнению подателя жалобы, суд в соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дал оценку тому обстоятельству, что решением мирового судьи судебного участка в границах Таштыпского района РХ от ДД.ММ.ГГГГ определено, что ответчики (в том числе, Тыгдымаева Л.П.) не имели права на получение меры социальной поддержки, как педагоги, вышедшие на пенсию, поскольку при выходе на пенсию не являлись педагогическими работниками.
Настаивает на том, что в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 N 154/12-22, в качестве условий получения названной льготы после прекращения трудовых обязанностей предусмотрено пользование льготой на момент перехода на пенсию, что соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011 N 1184-О-О, и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.08.2011 N 10-Г11-11.
Обращает внимание на то, что Законом Республики Хакасия от 21.02.2014 N 06-ЗРХ внесены изменения в Закон Республики Хакасия от 05.04.2011 N 30-ЗРХ "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", в соответствии с которыми предусмотрено условие о том, что педагогические работники, непосредственно перед выходом на пенсию осуществляли педагогическую деятельность. Действие названных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 19 апреля 2011 года.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Тыгдымаева Л.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Тыгдымаева Л.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем в "данные изъяты" Средней школе "данные изъяты" , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" средней школе N 1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в детском саду "данные изъяты" , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей "данные изъяты" детским садом-яслями, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в детском саду "данные изъяты" (л.д. 8, 11, 141-145).
Из справки Управления образования администрации Таштыпского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что педагогический стаж Тыгдымаевой Л.П. за период работы воспитателем в детском саду "данные изъяты" составил 12 лет 9 месяцев 6 дней (л.д. 11).
Факт назначения Тыгдымаевой Л.П. пенсии по старости 24 апреля 2011 года подтверждается пенсионным удостоверением (л.д. 64).
В 2011 году Тыгдымаевой Л.П. в соответствии с ее заявлением предоставлялись меры социальной поддержки как ветерану труда; за февраль 2012 года производилась денежная компенсация как педагогическому работнику (неработающему пенсионеру) (л.д. 25).
Решением мирового судьи судебного участка в границах Таштыпского района от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" было отказано в удовлетворении иска к Тыгдымаевой Л.П. о взыскании незаконно полученных в 2012 году денежных выплат на оплату твердого вида топлива и электроэнергии отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, и процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами (л.д. 46-50).
ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" было удовлетворено заявление Тыгдымаевой Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей, как ветерану труда, денежной выплаты на твердое топливо, принято расчет-распоряжение годовой суммы денежной выплаты за твердое топливо за 2013 год (л.д. 29-32).
ДД.ММ.ГГГГ Тыгдымаева Л.П. вновь обратилась в ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки как пенсионеру, имеющему стаж педагогической работы в сельской местности, в удовлетворении которого ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, и разъяснено о том, что будут предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Хакасия N 84-ЗРХ "О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия" согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 12-13).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив наличие у истца Тыгдымаевой Л.П. стажа по педагогической работе в сельской местности более 10 лет, пришел к выводу о том, что она имеет право на получение мер социальной поддержки на оплату за жилое помещение, отопление и освещение и обоснованно признал незаконным отказ ГКУ "Управление социальной поддержки населения Таштыпского района" в предоставлении ей мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, обязав предоставить ей за 2013 года данные меры социальной поддержки в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
С таким выводом соглашается и судебная коллегия по следующим основаниям.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности". Названным Постановлением установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года N 1003 указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.
Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
В соответствии с п. 4 Разъяснений "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Приведенные выше правовые акты не содержат предписаний для предоставления льгот педагогам - пенсионерам только в случае их увольнения с педагогической работы на пенсию.
В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
После принятия Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании", вступившего в силу с 01.09.2013 г., за указанной категорией педагогических работников согласно п. 8 ст. 47 сохранялось данное право.
Закон Республики Хакасия от 05.04.2011 года N 30-ЗРХ "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия" устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения для педагогических работников, вышедших на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки (п. 2 ч. 1 ст. 1).
Таким образом, законом предусмотрено право на получение педагогом-пенсионером мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, которое поставлено в зависимость от десятилетнего стажа работы в сельской местности и от того имел ли педагог на момент выхода на пенсию право на указанные льготы.
Материалами дела подтверждается, что истец Тыгдымаева Л.П. являлась педагогическим работником в сельской местности, на момент увольнения из образовательного учреждения имела десятилетний педагогический стаж работы и проживала в сельской местности, что свидетельствует о возникновении у нее права на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг еще до выхода на пенсию, которым она не воспользовалась.
Судебная коллегия учитывает и тот факт, что на момент назначения пенсии истец Тыгдымаева Л.П. проживала в сельской местности, ее педагогический стаж в сельской местности составлял более 10 лет, а потому неиспользование ею права на получение соответствующих льгот в момент выхода на пенсию, не может лишать возможности на получение мер социальной поддержки в настоящее время.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на получение мер социальной поддержки, судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм материального права.
Довод жалобы о том, что Законом Республики Хакасия от 21.02.2014 N 06-ЗРХ внесены изменения в Закон Республики Хакасия от 05.04.2011 N 30-ЗРХ "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", в соответствии с которыми предусмотрено условие о том, что педагогические работники, непосредственно перед выходом на пенсию осуществляли педагогическую деятельность, и действие названных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 19 апреля 2011 года, не может повлечь отмену решения суда, поскольку на момент рассмотрения спорных правоотношений Закон Республики Хакасия от 21.02.2014 N 06-ЗРХ не существовал.
Остальные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности принятого по настоящему делу судебного решения.
Выводы суда по существу дела соответствуют его фактическим обстоятельствам и нормам материального права, оснований считать их ошибочными не имеется, в связи с чем, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судебная коллегия не усматривает.
В силу изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштыпского районного суда от 20 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица министра труда и социального развития Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.А. Ивашина
Т.М. Капустина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.