Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Ивашиной Т.А., Капустиной Т.М.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 03 апреля 2014 года
апелляционную жалобу представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. на решение Алтайского районного суда от 17 января 2014 года, которым удовлетворен иск Бурцева И.П. к государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Алтайского района", Управлению образования администрации муниципального образования Алтайский район о признании права на меры социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бурцев И.П. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Алтайского района" (далее - ГКУ РХ "УСПН Алтайского района") о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, требования мотивируя тем, что проработал педагогическим работником свыше 10 лет в сельских образовательных учреждениях, проживает в сельской местности и имеет право на предоставления указанных льгот. С января 2011 года до 18 декабря 2012 года ему предоставлялась компенсация расходов на отопление, иными льготами он не пользовался. 24 декабря 2012 года Управление образования администрации муниципального образования Алтайский район уведомило его об отзыве выданной ему ГКУ РХ "УСПН Алтайского района" справки на получение мер социальной поддержки. Решение об отзыве справки считает незаконным, нарушающим его права.
К участию в деле привлечены: в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее - Минтруд РХ) и в качестве соответчика Управление образования администрации муниципального образования Алтайский район (далее - Алтайское УО).
В судебном заседании истец Бурцев И.П. настаивал на иске.
Представитель ответчика ГКУ РХ "УСПН Алтайского района" Токмашова Н.Ю. иск не признала.
Представители соответчика Алтайское УО Маеркова А.В. и Скрынник Д.Н. полагали, что иск подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица Минтруда РХ Мель Т.В. с иском не согласилась.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым признал за Бурцевым И. П. право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, проживающему в сельской местности и имеющему педагогический стаж свыше 10 лет.
С решением не согласен представитель третьего лица Минтруда РХ Карамашева Н.Н.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела и нарушение норм материального права. Анализируя положения п.п. 1, 4 разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22, а также п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 апреля 2011 года N 30-ЗРХ "О размере, условиях и порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в Республике Хакасия, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" указывает, что для получения мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогический работник должен иметь не только стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях расположенных в сельской местности, как посчитал суд, но и осуществлять педагогическую деятельность непосредственно перед выходом на пенсию и пользоваться этими льготами. Истец, уволившись из образовательного учреждения, утратил право на получение указанных мер социальной поддержки, пенсия была ему назначена в период работы в ООО ЧОП "Цитадель". Обосновывает свою позицию также ссылками на определения Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 года N 1184-О-О, Верховного Суда РФ от 10 августа 2011 года N 10-Г11-11. Кроме того, позиция подтверждается внесенными изменениями в п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 апреля 2011 года N 30-ЗРХ, в связи с принятием 12 февраля 2014 года Закона Республики Хакасия Верховным Советом Республики Хакасия, указанные положения закона распространяются на правоотношения, возникшие с 19 апреля 2011 года.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы, истец Бурцев И.П. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (действовавшего до 01 сентября 2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 05 апреля 2011 года N 30-ЗРХ "О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия" ( действовавшей на момент возникновения правоотношений) право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения имеют педагогические работники, вышедшие на пенсию, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки и проживают в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что право на получение педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения поставлено в зависимость от десятилетнего стажа работы в сельской местности и наличия на момент выхода на пенсию права на указанные льготы.
Как видно из материалов дела, Бурцев И.П. с 15 августа 1991 года работал учителем столярного дела во "данные изъяты" школе, с 02 февраля 1998 года директором "данные изъяты" , с 14 февраля 2000 года директором муниципального центра развития личности " "данные изъяты" ", который 06 июня 2000 года реорганизован в "данные изъяты" ", с 24 июня 2001 года педагогом дополнительного образования, 31 августа 2001 года уволен переводом. С 01 сентября по 19 октября 2001 года истец работал учителем столярного цеха в ГОУ " "данные изъяты" " (л.д. 13-16).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Бурцев И.П. с 15 августа 1991 года по 19 октября 2001 года являлся педагогическим работником в сельской местности. В период с 31 декабря 2010 года по 31 октября 2012 года Бурцев И.П. состоял на учете как педагогический работник, вышедший на пенсию, которому предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а с 01 ноября 2012 года пользуется этими же льготами как ветеран труда (л.д. 69,75).
С 15 февраля 2008 года Бурцев И.П. является получателем пенсии по инвалидности (л.д. 10).
18 декабря 2012 года Алтайское УО отозвало из ГКУ РХ "УСПН Алтайского района" справку о праве Бурцева И.П. на меры социальной поддержки как педагогическому работнику по причине того, что на момент выхода на пенсию льготами по оплате за жилищно-коммунальные услуги он не пользовался (л.д. 72).
Распоряжением от 18 декабря 2012 года ГКУ РХ "УСПН Алтайского района" с 01 ноября 2012 года прекратило выплачивать Бурцеву И.П. ежемесячную жилищно-коммунальную выплату (л.д. 71).
24 декабря 2012 года Бурцева И.П. был уведомлен об отзыве выданной ему справки для получения мер социальной поддержки в ГКУ РХ "УСПН Алтайского района" (л.д. 9).
Установив вышеуказанные обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для получения мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения истец помимо прочего должен был осуществлять педагогическую деятельность непосредственно перед выходом на пенсию и пользоваться этими льготами были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и обоснованно были отклонены по обстоятельствам, приведенным в решении суда, с которыми соглашается судебная коллегия.
Ссылка в жалобе на то, что уволившись из образовательного учреждения, истец утратил право на получение льгот, не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку основана на ошибочном понимании положений законодательства примененного к спорным правоотношениям.
Ссылка в жалобе на необходимость применения новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Хакасия N 30-ЗРХ, является несостоятельной, поскольку на момент принятия решения судом первой инстанции указанные изменения не были приняты.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алтайского районного суда от 17 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Карамашевой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.А. Ивашина
Т.М. Капустина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.