Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
Председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 08 апреля 2014 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Базиевой Л.Н. на решение Черногорского городского суда от 23 января 2014 года, которым частично удовлетворен иск Константиновой Т.Г. , Константинову А.К. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия о перерасчете пенсии с применением районного коэффициента, взыскании недоплаченной суммы.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения представителя ответчика Калягиной Н.В., настаивавшей на доводах жалобы, истцов Константиновой Т.Г., Константинов А.К., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Константинова Т.Г., Константинов А.К. обратились в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (далее - Управление Пенсионного фонда в г. Черногорске) о перерасчете пенсии с применением районного коэффициента, взыскании недоплаченной суммы, мотивируя требования тем, что являются получателями пенсии в связи с работой на Крайнем Севере и приравненных к ним местностей с 1999 года и 2000 года соответственно. В 2004 году они переехали на постоянное место жительства в г. Черногорск. Ответчиком был произведен перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости без применения районного коэффициента 1,4, который применялся по прежнему месту жительства в пос. Тымово Сахалинской области. На неоднократные обращения произвести перерасчет пенсии с применением указанного коэффициента, им было отказано. Отказ считают незаконным. Просили обязать пенсионный орган произвести перерасчет пенсий истцов с применением районного коэффициента 1,4 и взыскать в пользу каждого из них недоплату за период с 01 ноября 2004 года по 01 ноября 2013 года по "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В судебном заседании истцы Константинова Т.Г., Константинов А.К. настаивали на иске.
Представитель ответчика Пениоза Е.В. иск не признала.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал Управление Пенсионного фонда России в г. Черногорске произвести перерасчет ранее назначенной Константиновой Т.Г. и Константинову А.К. пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,4. В остальной части иска отказал.
С решением не согласен представитель ответчика Базиева Л.Н.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Приводя положения законодательства регулирующего возникшие правоотношения, указывает, что трудовая пенсия до 01 января 2010 года состояла из базовой, страховой и накопительной частей, а после состоит их страховой части, в которую входят фиксированный базовый размер и накопительная часть. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. Поскольку г. Черногорск Республики Хакасия не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, то размер указанной части трудовой пенсии по старости истцам правомерно был установлен без учета районного коэффициента. В связи с внесением изменений в пенсионное законодательство, с 01 января 2008 года истцам как лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 2 028 рублей в месяц. Отмечает, что пенсионным органом по новому месту жительства размер страховой части трудовой пенсии по старости истцов, установленный по прежнему месту жительства с применением повышенного отношения среднемесячной заработной платы (1,4) к среднемесячной заработной плате по стране, оставлен без изменения.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истцы Константинова Т.Г., Константинов А.К. выражают согласие с решением суда.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании недоплаты за период с 01 ноября 2004 года по 01 ноября 2013 года, суд первой инстанции со ссылкой на п.6 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходил из отсутствия оснований.
Решение суда в указанной части не обжаловано и судебной коллегией в силу ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его законность не проверяется.
Доводы жалобы представителя ответчика свидетельствуют о несогласии с решением суда в удовлетворенной части.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 и 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия приходит к выводу, что в настоящем деле судом первой инстанции такого характера нарушения были допущены.
Разрешая спор в части требований об обязании Управления Пенсионного фонда в г. Черногорске произвести перерасчет пенсии истцам с учетом районного коэффициента в размере 1.4, суд первой инстанции, руководствуясь п.4 ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ, пришел к выводу о том, что истцы, проживая на территории Республики Хакасия, имеют право на получение пенсии с применением районного коэффициента 1.4, действующего по прежнему месту жительства.
Однако с таким выводом согласиться нельзя, поскольку он постановлен с нарушением норм материального права.
В силу пунктов 6, 1 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, Константинова Т.Г. с 25 июня 1997 года, Константинов А.К. с 19 июня 2000 года являются получателями трудовой пенсии по старости, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет боле 24 и 27 лет соответственно (л.д. 30-31, 45, 49).
Сторонами не оспаривалось, что пос. Тымово Сахалинской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, где применяется районный коэффициент 1,4 к базовой части трудовой пенсии по старости.
В связи с переездом из пос. Тымово Сахалинской области в г. Черногорск Республики Хакасия Константинова Т.Г. 16 декабря 2004 года, Константинов А.К. 20 декабря 2004 года обратились в Управление Пенсионного фонда в г. Черногорске для получения трудовой пенсии по новому месту жительства (л.д. 46, 52).
Поскольку истцы переехали на новое место жительства в г. Черногорск Республики Хакасия, который не отнесен к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то пенсионным органом размер базовой части трудовой пенсии по старости был определен без учета районного коэффициента 1,4 применявшегося по прежнему месту жительства истцов.
Уменьшение базовой части трудовой пенсии по старости ответчиком послужило основанием для обращения истцов в суд.
Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01 января 2008 года, ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ, была дополнена, в том числе пунктами 4.6, 4.11.
Указанным Федеральным законом предусмотрены фиксированные размеры базовой части трудовой пенсии по старости для различных категорий граждан, в том числе и для граждан, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин ( п. 4.6 Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ), к которым относятся истцы.
Согласно п.4.11 Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ гражданам, имеющим право на увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости на соответствующий районный коэффициент в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи и одновременно на базовую часть трудовой пенсии по старости в размерах, предусмотренных пунктами 4.2 - 4.9 настоящей статьи, по выбору гражданина производится либо установление базовой части трудовой пенсии по старости в размерах, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, с применением пункта 4.1 настоящей статьи, либо установление базовой части трудовой пенсии по старости в размерах, указанных в пунктах 4.2 - 4.9 настоящей статьи.
Поскольку истцы проработали не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет соответственно, и выехали на другое постоянное место жительство в районы, где не предусмотрены районные коэффициенты, то фиксированный размер базовой части трудовой пенсии по старости может быть определен только в повышенном размере, без применения районного коэффициента.
Следовательно, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения иска в указанной части.
Довод истцов о том, что к их базовой части трудовой пенсии по старости применяется районный коэффициент в размере 1.4 не основан на нормах права, поскольку из приведенных норм следует, что граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжающих в них проживать, и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, вправе выбрать в повышенном размере базовую часть трудовой пенсии по старости или в обычном размере, но с учетом размера районного коэффициента для данной местности. В случае проживания таких граждан за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей размер их базовой части трудовой пенсии по старости определяется только в повышенном размере. Таким образом, истцы имеет право только на повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.п.11,23,25 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости (П) рассчитывается по формуле: П = СЧ + НЧ, где П - размер трудовой пенсии по старости; СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1 - 22 настоящей статьи); НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 23 настоящей статьи).
В свою очередь страховая часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК 1 + СВ2 + ПК, где ПК 1- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица- часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, П1 -исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: НЧ = ПН / Т, где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости; ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости, Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части указанной пенсии, определяемого федеральным законом (пункт 4 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Как видно из приведенных норм, каждый элемент пенсии определяется по формуле, в которых учитываются различные составные: размер заработной платы, стаж работы, сумма валоризации, сумма страховых взносов и иных поступлений, кроме базового размера, который установлен в твердой денежной сумме для разных категорий граждан и индексируется Постановлением Правительства Российской Федерации.
Обязывая ответчика применить районный коэффициент 1.4 ко всей пенсии, суд первой инстанции руководствовался ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ.
Указанная норма права регламентирует порядок расчета величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, который положен в основу расчета страховой части трудовой пенсии по старости.
Из анализа приведенных норм Федерального закона N173-ФЗ видно, что размер страховой части трудовой песни по старости зависит от заработной платы по месту работы. При этом, если заработная плата начислялась с районным коэффициентом, то этот коэффициент учтен при определении размера страховой части пенсии.
Так, из расчетных листков размера пенсии ГУ УПФР по Тымовскому району Сахалинской области по состоянию на 01 января 2002 года видно, что у Константинова А.К. размер страховой выплаты составил "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( л.д. 45); у Константиновой Т.Г. по состоянию на 01 января 2002 года составил - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( л.д.49).
Согласно расчетным листкам ГУ УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия страховая пенсия у Константинова А.К. не изменилась (л.д.46)
Что касается Константиновой Т.Г., то ее размер страховой выплаты изменился, в связи с исключением из стажа периода работы и составил "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.(л.д.32,50). Об изменении стажа свидетельствует заявление истицы ( л.д.50).
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Калягина Н.В. также пояснила, что размер страховой части трудовой пенсии по старости у истцов в связи с изменением места жительства не изменился.
Однако, суд, принимая решение, не проанализировал указанные доказательства, не учел нормы права, регулирующие механизм расчета накопительной части трудовой пенсии по старости и применил районный коэффициент 1.4 ко всей пенсии, обязав ответчика произвести перерасчет, что привело к принятию неправильного решения.
Кроме того, истцы требований о применении районного коэффициента 1.4 ко всей пенсии не заявляли. Суд, возлагая обязанность на Управление Пенсионного фонда России в г. Черногорске произвести перерасчет ранее назначенной Константиновой Т.Г.и Константинову А.К. пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,4, в нарушение требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований. В решении отсутствуют мотивы, по которым суд вышел за пределы заявленных требований, и предусмотренных законом оснований к этому у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда России в г. Черногорске произвести перерасчет ранее назначенной Константиновой Т.Г. и Константинову А.К. пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,4 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черногорского городского суда от 23 января 2014 года по настоящему делу в части обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Черногорске Республики Хакасия произвести перерасчет ранее назначенной Константиновой Т.Г. и Константинову А.К. пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,4 отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.