Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Емельяновой Е.А.,
Сопраньковой Т.Г.
при секретаре
Павловой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 октября 2014 года гражданское дело N 2-1749/2014 по апелляционной жалобе Администрации " ... " на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2014 года по иску прокурора " ... " к Администрации " ... " об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения представителя ответчика администрации " ... ", прокурора, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... ", действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском, в котором просил обязать администрацию " ... " в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации " ... " на 2014 год территорию, расположенную по адресу: " ... ", обязать администрацию " ... " в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную по адресу: " ... ", обязать администрацию " ... " в 130-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение рекультивации земельного участка по адресу: " ... ".
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2014 года исковые требования прокурора " ... " в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. Судом постановлено обязать администрацию " ... " в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации " ... " на 2014 год территорию, расположенную по адресу: " ... ", обязать администрацию " ... " в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную по адресу: " ... " обязать администрацию " ... " в 130-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение рекультивации земельного участка по адресу: " ... ".
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации " ... " просит решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2014 года отменить, полагает, что решение постановлено с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица МА МО " ... " не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что сотрудниками прокуратуры " ... " была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории " ... ". В ходе приведенной проверки, по вышеуказанному адресу, установлено, наличие несанкционированной свалки отходов производства и потребления (грунт). Согласно протоколу лабораторных исследований N ... от " ... " почву отобранную по адресу: " ... " следует отнести к 4 классу опасности - мало опасный (л.д.8-9).
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п. п. 3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15.02.2001 "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления" на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии с п. 9 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" в обязанности органов местного самоуправления входит участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Удовлетворяя требования прокурора " ... ", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у администрации района имеется обязанность по уборке вышеуказанной территории, так как отходы производства и потребления (грунт) не являются бытовым мусором, уборка которого должна осуществляться органами местного самоуправления, а также не является промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности, сбор, вывоз, переработка и утилизация которых организуется Комитетом по природопользованию.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку указанный вывод основан на вышеуказанных нормах закона и согласуется с установленными полномочиями администрации районов Санкт-Петербурга, установленных Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008, при этом возражения ответчик о наличии в полномочиях Администрации только принять меры к ликвидации свалки, а не совершать действия по ее ликвидации, отсутствие статьи расходов в виде вывоза мусора, не могут быт приняты судебной коллегией, поскольку понятие "принятие мер", подразумевает наличие положительного результата, которым является в данном случае ликвидация несанкционированной свалки.
Судебная коллегия полагает необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что имеются основания для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на органы местного самоуправления, поскольку положениями подпункта 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований, относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонд, по мнению судебной коллегии, указанные полномочия органов местного самоуправления, не могут распространяться на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
В заседании судебной коллегии прокурор представил заявление об отказе иска в части требований об обязании администрацию " ... " в 130-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение рекультивации земельного участка по адресу: " ... ".
В соответствии с представленным заявлением последствия отказа от иска и прекращении производства по делу прокурору известны и понятны.
Представитель ответчика администрации " ... " не возражал против принятия судом апелляционной инстанции отказа от иска в указанной части.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или утверждения мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Судебная коллегия не находит оснований для отклонения отказа прокурора от иска и принимает его, поскольку он соответствует требованиям закона и не нарушает прав иных лиц, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот обязаны проводить землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Общие требования осуществления рекультивации земель определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года (далее - Основные положения).
Согласно п. 2 Приложения 6 к Основным положениям рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
При этом под нарушенными землями в Основных положениях понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности (п. 1 Приложения 6).
Исходя из п. 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Основания для проведения рекультивации предусмотрены п. 5 Основных положений. Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем имеющиеся в материалах дела доказательства недостаточны для вывода о наличии предусмотренных Основными положениями оснований для проведения рекультивации земельного участка, поскольку не свидетельствуют о том, что данные земли являются нарушенными, утратившими свою хозяйственную ценность, а также не позволяют установить характер и степень их отрицательного воздействия на окружающую среду.
Судебная коллегия полагает, что материалами дела не подтверждается необходимость рекультивации указанного земельного участка, поскольку не подтверждены достаточными и неопровержимыми доказательствами невозможности использования спорного земельного участка по его назначению без проведения рекультивационных работ.
В связи с чем судебная коллегия полагает возможным принять отказ прокурора от иска в части требований об обязания администрацию " ... " в 130-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение рекультивации земельного участка по адресу: " ... ", решение суда от 05 июня 2014 года в указанной части отменить и прекратить производство по делу в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст. ст. 173, 326.1 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2014 года отменить в части обязания администрации " ... " в 130-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение рекультивации земельного участка по адресу: " ... ", принять отказ от иска в указанной части, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.