Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой А.В.
судей
Медведкиной В.А.
Параевой В.С.
при секретаре
Тарасенко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Н. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-464/14 по иску Н. к Военному комиссариату " ... ", Министерству обороны Российской Федерации о нарушении пенсионного законодательства.
Заслушав доклад судьи Петровой А.В., объяснения истца Н. и его представителя Ч., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Военного комиссариата " ... ", возражавшего против удовлетворения жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Н. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату " ... ", указывая, что он проходил службу в Вооруженных силах СССР и РФ, был уволен "дата". Приказом " ... " (по личному составу) от "дата" N ... истец без согласия был назначен с летной должности "командир авиационного отряда управления " ... "" на низшую должность с меньшим должностным окладом "командир вертолета". При этом в боковике п. 4 приказа было указано основание назначения, которое не соответствовало содержанию его рапорта, основанием назначения должно было указываться "по возрасту". Данное обстоятельство привело к нарушению права истца на получение пенсии из предыдущего оклада, поскольку как офицер летного состава, переведенный непосредственно с летной должности на должность с меньшим должностным окладом "по возрасту", имел право на исчисление пенсии после увольнения из должностного оклада по предыдущей летной должности, так как на день перемещения имел выслугу более 37 лет. На основании заявления истца приказом МО РФ от "дата" N ... в пункте 4 изменена формулировка основания назначения - "по возрасту", что восстановило нарушенное право истца на получение пенсии из предыдущего оклада с "дата". Летный должностной оклад, по которому Военный комиссариат ЛО с "дата" по "дата" исчислял пенсию истцу, составлял " ... " руб., должностной оклад по летной воинской должности "командир авиационного отряда управления " ... "" составлял " ... " руб. В связи с этим истец с "дата" по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, получал пенсию в меньшем размере, чем было предусмотрено законом. На обращение истца о доплате пенсии Военный комиссариат " ... " произвел истцу перерасчет пенсии только с "дата". В связи с изложенным, истец просил взыскать с Военного комиссариата " ... " в свою пользу единовременную сумму пенсии, не выплаченную своевременно, в размере " ... ", судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме " ... " руб., расходы на проезд представителя к месту судебных заседаний в сумме " ... ", нотариальное оформление доверенности в сумме " ... " руб.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 марта 2014 года исковые требования Н. удовлетворены частично, суд обязал Военный комиссариат " ... " произвести Н. выплату задолженности по перерасчету пенсии с "дата" по "дата" в размере " ... ", взыскал с Военного комиссариата " ... " в пользу Н. расходы на проезд представителя истца к месту судебных заседаний в размере " ... ", расходы на составление доверенности в размере " ... ", расходы на оплату услуг представителя в размере " ... " руб., в остальной части исковых требований судом отказано.
Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил вышеуказанное решение суда изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны РФ не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, что в силу ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судебной коллегией в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с положениями Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статьей 43 названного закона установлено, что в денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим включается оклад по воинской должности в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включается оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Как следует из материалов дела, "дата" Военным комиссариатом " ... " Н. была назначена пенсия.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.12.2012 года по делу N ... по заявлению Н. об оспаривании действий должностных лиц, требования Н. удовлетворены, на Министра обороны РФ возложена обязанность внести изменения в п. 4 приказа (по личному составу) Главнокомандующего сухопутными войсками от "дата" в части, касающейся фразы: "Перемещается по личной просьбе военнослужащего по возрасту с летной работы на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания с сохранением права на исчисление пенсии и выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941". Указанное решение вступило в законную силу "дата".
На основании данного судебного акта приказом Министра обороны РФ по личному составу N ... от "дата" были внесены соответствующие изменения в боковик пункта 4 приказа (по личному составу) Главнокомандующего сухопутными войсками от "дата" N 2356.
Разрешая спор по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ситуация, связанная с перерасчетом пенсии Н., имела спорный характер, истец вправе получить перерасчет пенсии с момента вступления в законную силу решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от "дата". Суд учел то обстоятельство, что между вступлением в законную силу решением суда и вынесением приказа Министра обороны РФ от "дата", послужившего основанием для перерасчета пенсии, прошел некоторый период времени, в связи с чем усмотрел основания для взыскания с Военного комиссариата " ... " разницы между пенсией, которая должна быть начислена истцу на основании решения суда в размере " ... ", и фактически начисленной пенсией в указанный период в размере " ... ", в связи с чем взыскал сумму за период с "дата" по "дата" в размере " ... ".
Судебная коллегия находит выводы суда правильными и не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера по смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со ст. 53 и 54 указанного Закона право на перерасчет пенсии определяется моментом наступления новых обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии.
Согласно ст. 58 вышеуказанного Закона сумма пенсии, начисленная пенсионеру и не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
По смыслу данной нормы Закона обязательным условием для выплаты пенсионеру недополученной пенсии без ограничения каким-либо сроком является наличие вины органа, назначающего или выплачивающего пенсию, в неправильном исчислении пенсии.
В рассматриваемом случае вина Военного комиссариата " ... " как органа, осуществляющего назначение и выплату пенсии, как условие, предусмотренное ст. 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для удовлетворения требований истца о взыскании недополученной пенсии без ограничения каким-либо сроком, отсутствует.
На военкомат действующим законодательством не возложена обязанность по внесению представлений или по направлению ходатайство о внесении изменений в кадровые приказы действующих и уволенных военнослужащих.
Указанное подтверждается также решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 05.07.2007 года по делу N ... по иску Н. к Военному комиссариату " ... " об обязании направить ходатайство о внесении изменений в приказ Главнокомандующего сухопутными войсками от "дата" N ... (по личному составу) для указания основания перемещения по возрасту с сохранением права на исчисление пенсии из предыдущего должностного оклада, которым в удовлетворении исковых требований Н. было отказано.
При таких обстоятельствах, незаконного бездействия ответчика не усматривается, поскольку таким бездействием можно считать лишь неисполнение органом обязанности, которая на него возложена законом.
Следовательно, вина Военного комиссариата " ... ", как органа, осуществляющего назначение и выплату пенсии истцу, отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Военного комиссариата " ... " в пользу истца пенсии за период с "дата" по "дата" не имеется.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, вопрос о возмещении истцу судебных расходов разрешен судом в соответствии с положениями ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, и оснований для отмены или изменения решения в данной части доводы апелляционной жалобы не содержат, а судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут быть положены в основу отмены или изменения судебного решения.
При таком положении обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.