судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.
судей Маншилиной Е.И., Малыка В.Н.
при секретаре Артёмовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Управления имущественных и земельных отношений в Липецкой области, департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка на решение Левобережного районного суда г. Липецка от 09 июля 2014 года, которым постановлено:
"Обязать Управление земельных и имущественных отношений Липецкой области, администрацию г.Липецка сформировать и предоставить Озеровой Г.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке "адрес" , бесплатно в собственность земельный участок в пределах установленных норм в черте г.Липецка для индивидуального жилищного строительства, разработать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане с проведением работ по формированию данного участка за счет Озеровой Г.А. ".
Заслушав доклад судьи Маншилиной Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Озерова Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме N от ДД.ММ.ГГГГ , и возложении обязанности предоставить ей в собственность земельный участок в районе строения "адрес" для строительства индивидуального жилого дома, ссылаясь на то, что является ветераном труда и в соответствии с Законом Липецкой области от 04.12.2003 года N81-ОЗ "О правовом регулировании земельных отношений в Липецкой области" имеет право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельного участка. Однако, в предоставлении земельного участка по указанному адресу ей было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером N и определить возможность строительства капитального объекта на земельном участке не представляется возможным. Истица полагает данный отказ незаконным, поскольку в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения на земельный участок с N т.к. он был аннулирован ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о снятии с учета объекта недвижимости, сведений о том, что испрашиваемый ею участок входит в состав аннулированного земельного участка, не имеется.
В ходе рассмотрения дела истица Озерова Г.А. неоднократно уточняла исковые требования, предъявив требования к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, администрации г. Липецка, департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Липецка, и в окончательном виде просила обязать Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области и администрацию г. Липецка сформировать земельный участок в пределах установленных норм в черте г.Липецка для предоставления ей под индивидуальное жилищное строительство, разработать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане с проведением работ по формированию данного участка за ее счет. Указала, что она самостоятельно не может найти свободный земельный участок и реализовать свое право на получение земельного участка для строительства. Не настаивает на предоставлении конкретного земельного участка, согласна на предоставление ей любого земельного участка.
Представитель администрации г.Липецка Тырина О.В. в судебном заседании иск не признала, указав, что свободных земельных участков у администрации г. Липецка не имеется, в муниципальной собственности находятся только земельные участки, на которых расположены здания. Земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, на территории г. Липецка администрация г. Липецка не распоряжается. Полагает, что администрация г. Липецка не является надлежащим ответчиком, поскольку обладает только правом утверждения схемы расположения земельного участка.
Представитель департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка Затонских Е.М. иск не признала, указала, что на департамент и администрацию г. Липецка не возложены обязанности по изысканию свободных земельных участков. Представитель Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области, извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на то, что Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области распоряжается на территории городского округа город Липецка земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена. Вопросы формирования земельных участков не относятся к компетенции Управления. В реестре объектов недвижимого имущества государственная собственность, на которые не разграничена земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, отсутствуют, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчики Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав объяснения представителя ответчика Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области Овчинниковой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Озеровой Г.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Такие случаи предусмотрены в ст. 11 Закона Липецкой области от 04.12.2003г. N81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области", согласно которой земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан в случаях, если граждане, в частности, являются ветеранами труда.
Материалами дела установлено, что Озерова Г.А. является ветераном труда, проживает в г. Липецке, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Липецка. В силу ст. 11 Закона Липецкой области от 04.12.2003г. N81-ОЗ Озерова Г.А. имеет право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Ранее правом на получение земельного участка в соответствии с вышеуказанным законом Озерова Г.А. не пользовалась, что подтверждается представленной истцом выпиской из ЕГРП.
ДД.ММ.ГГГГ Озерова Г.А. обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка для строительства жилого дома в "адрес" , указав предполагаемое местоположение земельного участка - "адрес" , а в случае невозможности предоставления земельного участка в указанном месте, просила обеспечить выбор любого другого земельного участка, расположенного на территории г. Липецка, где в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Липецка разрешено индивидуальное жилищное строительство.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области Озеровой Г.А. предложено уточнить местоположение испрашиваемого земельного участка. Уточнив местоположение испрашиваемого земельного участка, Озерова Г.А. просила предоставить ей земельный участок в районе строения "адрес" .
Письмом Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ за N Озеровой Г.А. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно карте кадастровых делений г. Липецка данный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером N , определить возможность строительства капитального объекта на испрашиваемом земельном участке не представляется возможным.
Судом была проверена возможность формирования земельного участка в испрашиваемом истцом месте в районе строения "адрес" и было установлено, что земельный участок в испрашиваемом истцом месте обременен правами третьих лиц.
В то же время, суд счел, что имеются основания для возложения на Управление земельных и имущественных отношений Липецкой области, администрацию г. Липецка обязанности сформировать и предоставить Озеровой Г.А. бесплатно в собственность земельный участок в пределах установленных норм в черте г.Липецка для индивидуального жилищного строительства, разработать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане с проведением работ по формированию данного участка за счет Озеровой Г.А. При этом, исходил из того, что истица, с учетом уточненных требований, просила предоставить ей любой свободный земельный участок на территории г. Липецка, указывала на это истица и в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ , поданном в Управление земельных и имущественных отношений Липецкой области, а действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков и требование об указании местоположения земельного участка относительно ориентира допустимо в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельный участок. Сославшись на то, что ответчиками не предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г. Липецка, суд пришел к выводу, что по существу принятие решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно пп. 1. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. N138-ОЗ "О распоряжении земельными участкам государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа г. Липецк Липецкой области", а также Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденному постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. N150, на территории городского округа г. Липецк распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области.
В соответствии с п. 1.2 вышеназванного Порядка, под распоряжением понимается принятие решений по предоставлению земельных участков под объектами недвижимости, по незастроенным земельным участкам; заключению, изменению и расторжению договоров аренды земельных участков; возникновению, прекращению и изменению прав на земельные участки.
Вместе с тем, ни федеральным законодателем, ни законодательными актами Липецкой области процедура предоставления земельных участков
данной льготной категории граждан не установлена.
В силу ч.1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п.1 ч.4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса, пунктом 4 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Пунктами 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. N150, установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Управление с заявлением. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах, за исключением случаев, установленных законодательством.
Управление принимает решение об утверждении перечня земельных участков, выставляемых на торги. При подготовке перечня учитываются заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, предложения исполнительных органов государственной власти и ходатайства администрации г. Липецка. Данное решение является основанием для формирования земельных участков.
Управление обращается в администрацию г. Липецка для проведения работ по формированию земельных участков (п.4.3).
Управление обеспечивает подготовку документов для проведения торгов по продаже земельных участков, осуществляет постановку земельных участков на кадастровый учет, принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды (п.4.4).
В случае, если гражданин заинтересован в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, он подает заявление в Управление. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина Управление публикует сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в газете "Липецкая газета" и на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. По истечении месяца со дня опубликования сообщения Управление принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление, если заявления других граждан не поступили (п.4.6).
Поскольку реализация права ветерана труда на предоставление бесплатно в собственность земельного участка в соответствии со ст. 11 Закона Липецкой области от 04.12.2003г. N81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области", в рамках аукциона невозможна, то при предоставлении земельных участков данной категории граждан торги не проводятся. Однако, это обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием к удовлетворению требований истца.
Объектом земельных отношений является земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли, территориальные границы которой определены в установленном порядке федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Воспользоваться предоставленным ст.11 вышеназванного Закона Липецкой области правом Озерова Г.А. может с обязательным соблюдением требований земельного законодательства. Исходя из приведенных положений земельного законодательства и Закона Липецкой области от 04.12.2003г. N81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области", истице Озерова Г.А. мог быть предоставлен бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства сформированный земельный участок.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что сформированные земельные участки для индивидуального жилищного строительства на территории города Липецка отсутствуют. Так, согласно сообщению администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ , в муниципальной собственности города находятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования г.Липецка. Земельные участки, предназначенные для предоставления в целях индивидуального жилищного строительства, отсутствуют. Согласно сообщению Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в реестре объектов недвижимого имущества государственной собственности Липецкой области земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, не значатся. Из сообщения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ , представленного в суд апелляционной инстанции, также следует, что согласно решению Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства, содержащемся в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ N , земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" расположенный в "данные изъяты" , находящийся в федеральной собственности, передан органам государственной власти Липецкой области исключительно в целях бесплатного предоставления для строительства жилья в соответствии с абз. 2 п.2 ст.28 ЗК РФ, предусматривающей право на приобретение бесплатно земельных участков гражданам имеющие трех и более детей, в связи с чем, сформированные земельные участки в "адрес" подлежат передаче только данной льготной категории граждан, при этом указанных земельных участков недостаточно для предоставления всем гражданам, имеющих троих и более детей, поставленных на учет. Представлены списки граждан, имеющих троих и более детей, поставленных на учет на территории городского округа г. Липецк и списки граждан данной льготной категории, получившие земельные участки. Иных участков не имеется.
Поскольку отсутствуют сформированные земельные участки для индивидуального жилищного строительства на территории города Липецка, заявление Озеровой Г.А. о предоставлении ей любого свободного земельного участка не могло быть удовлетворено.
Довод истца Озеровой Г.А. о том, что имеется в наличии свободный сформированный земельный участка площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N по адресу: "адрес" , который мог быть ей предоставлен, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку на данном земельном участке согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ расположен жилой дом (т.2 л.д.15-17).
Кроме того, само наличие у истца права на получение бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 11 Закона Липецкой "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N -ОЗ, исходя из системного анализа положений ст. ст. 28, 29, 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. N150, не является безусловным основанием для возложения на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по формированию и предоставления земельного участка для указанной истцом цели, при отсутствии отвечающих требования ст. ст. 59,60 ГПК РФ доказательств наличия возможности формирования и предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории города Липецка. Что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.02.2008г. N121-О-О, согласно которой отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав гражданина.
Доводы ответчиков об отсутствии формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах территории г. Липецка стороной истца не опровергнуты.
В данном случае, нельзя согласиться с утверждениями истца Озеровой Г.А. о безусловной обязанности ответчиков отыскать, осуществить выбор и формирование земельного участка с последующим его предоставлением истице.
Довод истицы о том, что на карте градостроительного зонирования города Липецка, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки города Липецк, утвержденных решением Липецкого городского совета депутатов от 29.06.2010 г. N51, имеются жилые зоны Ж-4 (зона жилой застройки на реконструируемых территориях), Ж-7 (зона малоэтажной застройки городского типа с земельными участками), предназначенные для индивидуального жилищного строительства, не может являться достаточным основанием для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, поэтому решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Озеровой Г.А. в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Левобережного районного суда г. Липецка от 09 июля 2014 года отменить, постановить новое решение, которым Озеровой Г.А. в иске к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, администрации г. Липецка департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Липецка о возложении обязанности сформировать и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства - отказать.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
Судья
Секретарь
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.