судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Н.А.
судей Федосовой Н.Н., Степановой Н.Н.
при секретаре Фроловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу заявителя Рябцевой И.В. на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 08 августа 2014 года,
которымпостановлено:
" Рябцевой И.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа МИФНС России N7 по Липецкой области в предоставлении рассрочки по уплате налога на доходы физического лица - отказать " .
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Рябцева И.В. обратилась в суд с заявлением о призна нии незаконным решени исполняющего обязанности начальника МИФНС России N7 по Липецкой области об отказе в предоставлении рассрочки уплаты налога и обяза нии МИФНС России N7 по Липецкой области предоставить ей рассрочку по уплате налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере N N
В обоснование требований указ ала , что 08.07.2014 г. она обратилась в МИФНС России N7 по Липецкой области с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога на доходы физических лиц за 2013 год в сумме N сроком на один год. Решением исполняющего обязанности начальника МИФНС России N7 со ссылкой на ст. 64 НК РФ ей отказано в удовлетворении заявления, по тем основаниям, что не представлены следующие документы: справки банков о ежемесячных оборотах по счетам, об остатках денежных средств на счетах, обязательство заявителя о соблюдении условий предоставления рассрочки, письменные заявления залогодателя и поручителя. Указанное решение она считает незаконным , поскольку действие с тать и 64 НК РФ относится к юридическим, а не к физическим лицам. Заявитель не может представить справки из всех банков, находящихся на территории РФ. Статьей 62 НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении рассрочки. МИФНС не предъявляло требование о предоставлении документов об имуществе, которое может быть предметом залога, а также об обеспечении рассрочки. Кроме того, уведомлений об уплате налога она не получала.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе заявитель Рябцева И.В. просит решение суда отменить, и удовлетворить ее требования, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения суда.
Выслушав представителя МИФНС России N7 по Липецкой области Назарову С.С. , возражавш ую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела,
проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 3 ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налогов предусмотрено в виде отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. Федеральная налоговая служба России.
Пунктом 5 статьи 64 НК РФ установлено, что заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии с п.п.17,19 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@ решения об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, принимаются инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица, а в случае, если сумма налога с указанных доходов превышает 100 000 рублей, решение об изменении срока его уплаты принимается инспекцией ФНС России по месту жительства заинтересованного лица по согласованию с управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации, поручительством в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации либо банковской гарантией в соответствии со статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.
Судом установлено, что Рябцева И.В. предоставила в МИФНС России N7 по Липецкой области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год, был исчислен налог на доходы физических лиц в сумме N , который подлежал уплате в срок до 15.07.2014 года. 08.07.2014г. Рябцева И.В. обратилась в МИФНС России N7 по Липецкой области с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога на доходы физических лиц в размере N на срок 1 год, ссылаясь на трудное материальное положение, наличие малолетнего ребенка, а также просила истребовать сведения из ГИБДД об отсутствии у нее в собственности транспортных средств. Обязалась уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с главой 9 НК РФ.
К заявлению были прилож ены : копи кредитного договора с ОАО "данные изъяты" " от 22.07.2013г. с график ом платежей, свидетельство о рождении дочери А. , ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ уведомление из Росреестра об отсутствии сведений о регистрации права собственности на недвижимое имущество .
Письмом Межрайонной ИФНС России N7 по Липецкой области от 15.07.2014г. N12-09, Рябцевой И.В. было отказано в предоставлении рассрочки по уплате налога, в связи с тем, что заявитель предоставил не весь пакет документов, предусмотренный статьей 64 НК РФ и у него отсутствуют: справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках. Кроме того, налоговый орган указал, что согласно Приказу ФНС России от 28.09.2010г. изменение срока уплаты налога обеспечивается залогом либо поручительством, для чего необходимо письменные заявления Рябцевой И.В., поручителя либо залогодателя.
В соответствии со ст. 64 НК РФ - 1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой , на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы ;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер ;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
2.1. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 , 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.
3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3 , 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой .
5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.
6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.
8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.
9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
П. 11 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@ предусмотрено, что заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, пени и штрафа по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, представляет банковскую гарантию в соответствии со статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поручительство в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации либо залог в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Межрайонная ИФНС России N7 по Липецкой области, отказывая Рябцевой И.В. в предоставлении рассрочки уплаты налога на имущество физических лиц за 2013г., правильно исходил из того, что заявителем не было представлено полного пакета документов, предусмотренного ч.5 ст.64 НК РФ, документов, подтверждающих, что ф инансовое положение заявителя не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты такого налога возникнет в течение срока, на который будет предоставлена рассрочка не предоставлено, в связи с чем, оснований для признания решения не законным не имеется.
Доводы жалобы Рябцевой И.В. на то, что не все части статьи 64 НК РФ распространяются на физических лиц, не свидетельствуют о неправильном применении судом данной нормы.
Доводы о том, что заявитель не может истребовать сведения из всех банков, зарегистрированных на территории РФ о наличии у нее там счетов, судебная коллегия признает несостоятельными для удовлетворения требований истца, поскольку ст. 64 НК РФ не требует предоставление информации в том виде, в каком ее представляет заявитель. Из анализа совокупности требований данной нормы, следует, что к заявлению о предоставлении рассрочки необходимо приложить справку налогового органа обо всех открытых налогоплательщику счетах, а с учетом этих сведений, справку банков об остатках денежных средств на этих счетах.
Кроме того, налогоплательщик является заинтересованным лицом в получении рассрочки по уплате налога, поэтому именно он должен предоставить документы об отсутствии обстоятельств, препятствующих ее получению, бремя представления соответствующих документов несет именно он ( пункт 5 статьи 64 НК РФ).
На налоговом органе не лежит обязанности истребования каких-либо сведений с целью предоставления рассрочки обратившемуся лицу.
Ссылки на то, что в ст.62 НК РФ содержится исчерпывающий перечень обстоятельства, исключающих изменение срока уплаты налога и сбора и в ней не имеется основания для отказа в предоставлении рассрочки по основанию не предоставления документов, являются необоснованными, так как указанная статья содержит общие основания, исключающие в принципе изменение срока уплаты налога, при которых налоговый орган не имеет права предоставлять отсрочку либо рассрочку налога.
Доводы жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о наличии оснований для начисления суммы налога, правового значения не имеют, поскольку заявителем оспаривался отказ налогового органа в предоставлении отсрочки, а не оспаривалась обоснованность возложения обязанности по уплате налога. Кроме того, вопрос о рассрочке уплаты налога был инициирован самим заявителем.
Доводы апеллянта о том, что суд не разрешил ходатайство об истребовании из налоговой инспекции документов, подтверждающих получение уведомления (требования) об уплате налога, юридического значения не имеют, поскольку заявителем требований об оспаривании данных обстоятельств не заявлялось, ею оспаривался отказ в предоставлении рассрочки по оплате налога.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с п. 5.3 ст. 64 НК РФ заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия по требованию уполномоченного органа, а в соответствии с п. 19 Приказа ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами" - изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Налогового кодекса Российской Федерации, поручительством в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации либо банковской гарантией в соответствии со статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, не свидетельствуют о незаконности решения.
В соответствии с разделом 3 Приказа ФНС России от 30.11.2010 N ММВ-7-8/666@ "Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа"- поступающее в инспекцию ФНС России по месту учета заинтересованного лица заявление заинтересованного лица об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, пени и штрафа в форме отсрочки или рассрочки рассматривается совместно с другими необходимыми для принятия решения документами. Требование о предоставлении договора поручительства, договора залога, банковской гарантии как установлено Порядком подготавливается на основании заявления заинтересованного лица о рассрочке и других необходимых для принятия решения документов. Однако, в данном случае, заявителем документы, указанные в п. 5 ст. 64 НК РФ в полном объеме предоставлены не были, что и явилось основанием для отказа в предоставлении рассрочки уплаты налога.
Кроме того, данные нормы указывают на возможность выбора у заинтересованного лица, вида обеспечения изменения срока уплаты налога, но не указывают на необязательность обеспечения, на что указано в жалобе.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по существу сводятся к переоценке выводов суда, не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые ссылается апеллянт в их обоснование, правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ служить основанием к отмене в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 08 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Рябцевой И.В. без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья Секретарь
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.