Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре Овдиенко О.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Прасол С.М. на решение Советского районного суда г. Краснодара от 3 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джагаев " Ф.И.О. "9 обратился в суд с исковым заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым отказом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар были нарушены его права и законные интересы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Просил суд признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства N " ... " от 20 мая 2014г.; обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить ему в аренду сроком на 10 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства в городе Краснодаре, площадью не менее 800 кв.м, из земель населенных пунктов, путем заключения с ним договора аренды земельного участка, согласно типовой формы; взыскать с администрации муниципального образования г. Краснодар в свою пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 3 июня 2014 г. заявленные исковые требования Джагаева З.Я. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении Джагаеву З.Я. земельного участка для индивидуального жилищного строительства N " ... " от 20 мая 2014 г. Обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить Джагаеву З.Я. на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства в г. Краснодаре. Взыскал с администрации муниципального образования г. Краснодар судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Прасол С.М. просит решение Советского районного суда г. Краснодара от 3 июня 2014 г. отменить, вынести новое решение. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Джагаева З.Я. по доверенности Рожкову Ю.Ю., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Так, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции, прежде всего, исходил из того, заявитель является инвалидом 1-й группы, и, следовательно, согласно законодательству Российской Федерации, регулирующему данный вид правоотношений, имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения процедуры торгов.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, в связи с чем, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, Джагаев З.Я. является инвалидом первой группы, что подтверждается соответствующей справкой МСЭ-2009 N " ... " от 12 октября 2010 г.
Согласно постановлению администрации муниципального образования г. Краснодар N 7704 от 10 октября 2013 г. " О признании З.Я. Джагаева малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Джагаев З.Я. признан малоимущим.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар N 455 от 30 января 2014 г. "О принятии З.Я. Джагаева на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Джагаев З.Я. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещениях, с датой учета 20.11.2014 и временем 11 часов 48 минут.
25 апреля 2014 г. Джагаев З.Я. обратился в МКУ "МФЦ" "Карасунский отдел" с заявлением к главе администрации муниципального образования г. Краснодар о предоставлении в земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар N " ... " от 20 мая 2014 г. заявителю было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что законодательством Российской Федерации, а также законодательством Краснодарского края не определены условия и порядок предоставления инвалидам 1-й группы земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Между тем, заинтересованным лицом, чей отказ оспаривается заявителем, не учтено, что в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г., инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 1127-0-0 от 13 октября 2009 г. следует, что ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляющей право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, права на которое предусмотрено ст. 17 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
При этом реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обжалуемым отказом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (письмо N " ... " ) были нарушены права и законные интересы Джагаева З.Я.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения указанного заявленного требования в полном объеме.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил требования истца о взыскании судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела следует, что несение истцом расходов на оплату услуг представителя подтверждается договором N " ... " на оказание юридических услуг от 16 апреля 2014 г. и квитанциями серии " ... " от 23 апреля 2014 г. на сумму " ... " рублей и серии ЛХ N " ... " от 28 мая 2014 г. на сумму " ... " рублей.
Поскольку дело не может быть отнесено как по вопросу установления фактов, так и по применению норм права к разряду сложных дел, а также учитывая объем работы, выполненной представителем Рожковой Ю.Ю., составившей заявление, представлявшей интересы Джагаева З.Я. при рассмотрении дела в одном судебном заседании, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, приняв во внимание принцип разумности и справедливости, обоснованно пришел к выводу о необходимости снижения размера, подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Иные доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 3 июня 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Прасол С.М. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.