Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре Иванове П.В.
с участием прокурора Немыкиной Н.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе первого заместителя министра Министерства здравоохранения Краснодарского края гр.Р. на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 03 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Краснодарского края, государственному бюджетному учреждению здравоохранения (ГБУЗ) "Ейский психоневрологический диспансер", Министерству здравоохранения Краснодарского края (МЗ КК) о понуждении к соблюдению законодательства об охране здоровья.
В обоснование заявленных требований указано, что Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья в ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер" Министерства здравоохранения Краснодарского края, в ходе которой установлено нарушение требований санитарно-эпидемиолического законодательства. Просил суд обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в стационарном отделении ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер", а именно: в стационарных отделениях N1,2 (мужском и женском) обеспечить минимальную площадь палат на одну койку не менее 6 кв. м, обеспечить вместимость палат не более четырех коек; в процедурных кабинетах, в которых проводится обработка инструментов, установить отдельные раковины для мытья рук или двугнездную раковину(мойку); привести поверхности стен, полов и потолка помещений санитарно-бытовой комнаты персонала, санпропускника при мужском отделении, помещения для временного хранения медицинских отходов и хранения дезинфицирующих средств, стационарного отделения в надлежащее санитарное состояние, допускающее проведение качественной влажной уборки, устойчивость к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, обеспечив их гладкость, устранение грибковой плесени, дефектов; покрытие пола сделать плотно прилегающим к основанию в санитарно-бытовой комнате; сделать помещение гардеробной для персонала, установить шкаф для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств; привести поверхности стен складских помещений пищеблока в надлежащее санитарное состояние, допускающее проведение качественной влажной уборки, устойчивость к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, обеспечив их гладкость, устранение грибковой плесени, дефектов; обеспечить поточность технологического процесса в пищеблоке, исключив возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов, а также обязать ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер" МЗ КК устранить указанные выше нарушения.
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 03 июня 2014 г. заявленные исковые требования Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, первый заместитель министра Министерства здравоохранения Краснодарского края гр.Р. просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Немыкину Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,
Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья в ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер" Министерства здравоохранения Краснодарского края, в ходе которой установлено нарушение требований санитарно-эпидемиолического законодательства: в стационарном отделении N 1 (женское) ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер" оборудовано 9 палат, в палатах N N 1, 4 установлено 7 коек, в палатах NN 2, 3, 6, 7, 8 установлено 8 коек, при нормативе 4 койки на палату, что является нарушением п. 10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).
Площадь палат составляет от 26.9 кв. м до 27.10 кв. м, фактически на 1 койку приходится 4,5 кв.м при нормативе не менее 6 кв. м, что является нарушением п. 12 приложения N 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В стационарном отделении N 2 (мужском) оборудовано 7 палат, в палатах NN 1, 2, 3, 5 установлено 7 коек, в палатах NN 4, 7 установлено 8 коек, в палате N 6 установлено 9 коек, что является нарушением п. 10.2.3 СанПиН 2.1.3.2630-10. Площадь палат составляет от 19,2 кв. м до 24,6 кв. м, фактически на 1 койку приходится 3,2 кв. м при нормативе не менее 6 кв. м, что является нарушением п. 12 приложения N 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В нарушение п. 5.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 в процедурных кабинетах, в которых проводится обработка инструментов, не предусмотрена отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка).
Согласно п. 4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
Поверхности стен, полов и потолка помещений санитарно-бытовой -комнаты персонала, санпропускника при мужском отделении, помещения для временного хранения медицинских отходов и хранения дезинфицирующих средств стационарного отделения покрыты грибковой плесенью, имеют дефекты, осыпаются, что не допускает проведение качественной влажной уборки, отсутствует устойчивость к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, что является нарушением п. 4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10.
Покрытие пола неплотно прилегает к основанию в санитарно-бытовой комнате, что является нарушением п. 4.3. СанПиН 2.1.3.2630-10.
Отсутствует помещение гардеробной для персонала, шкаф для хранения
уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением п. 11.2, 15.14 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Поверхности стен складских помещений пищеблока покрыты грибковой плесенью, имеют дефекты, осыпаются, что не допускает проведение качественной влажной уборки, отсутствует устойчивость к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, что является нарушением п.п. 4.2., 14.2, СанПиН 2.1.3.2630-10.
В соответствии с п. 14.4. СанПиН 2.1.3.2630-10 поточность технологического процесса приготовления блюд должна исключать возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.
Поточность технологического процесса (при загрузке продуктов) не исключает возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов, что является нарушением п. 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Указанные нарушения, подтверждаются справкой специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском районах.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствие с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ определено, что должностные и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. За нарушение норм данного законодательства устанавливается административная ответственность (ст. 55 Закона).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ закреплено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из устава ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер", собственником имущества является Краснодарский край. ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер" находится в ведении департамента здравоохранения Краснодарского края (уполномоченный орган). Функции собственника учреждения осуществляют департамент имущественных отношений и уполномоченный орган. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 742 департамент здравоохранения Краснодарского края переименован в Министерство здравоохранения Краснодарского края.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости обязать устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер" и Министерство здравоохранения Краснодарского края, поскольку они оба несут обязательства за содержание имущество учреждения.
Кроме того, справку специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском районах о наличии нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер", Министерство здравоохранения Краснодарского края не обжаловало и не опровергло. Соответственно, выводы, которые в нем содержатся, судом первой инстанции обоснованно приняты в качестве доказательств по настоящему делу.
Поскольку доказательств устранения санитарно-эпидемиологического законодательства выявленных в ходе проверки не представлено, в связи с чем суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что несоблюдение ГБУЗ "Ейский психоневрологический диспансер" требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Ейским межрайонным прокурором исковые требования.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от 03 июня 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу первого заместителя министра Министерства здравоохранения Краснодарского края гр.Р. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.