Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Игошевой О.И., Наконечной Е.В.
при секретаре Ивановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Рефсервис" в лице Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск - филиала открытого акционерного общества "Рефсервис", с участием третьего лица Рефрижераторное вагонное депо Уссурийск - обособленное структурное подразделение Новосибирского филиала открытого акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 1" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "Рефсервис" в лице Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск - филиала ОАО "Рефсервис" на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июня 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено обязать открытое акционерное общество "Рефсервис" в лице Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск - филиал открытого акционерного общества "Рефсервис" в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС РФ 01.07.2000 N ЦП-774, стрелочные переводы пути необщего пользования парка "Т" и путь необщего пользования парка "Т", расположенные по адресу: "адрес" , и примыкающие к ст. ... ", а именно:
на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" установить на серьговых болтах 1-ой соединительной тяги левого остряка контргайки, шплинты, а также обеспечить прилегание левого остряка по острожке и к упорным накладкам; привести ширину колеи к норме - 1520мм.; устранить горизонтальную ступень в хвосте крестовины по направлению пути N 302;
на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" привести ширину колеи у острия остряков к норме - 1528мм.; в середине переводной кривой заменить семь негодных брусьев и привести ширину колеи к норме - 1524мм.;
на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" устранить зазор между рельсом и подкладками, при котором подошва рельса находится выше реборд подкладок;
на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" привести критическое расстояние к норме - не более 1435мм.;
на железнодорожном пути необщего пользования N (звено 2/3) устранить стыковой зазор по левой рельсовой нити.
Обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную провести тепловозу ТЭМ - 2 N капитальный ремонт в объеме КР-1.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А. , объяснения представителя ответчика Пляскина М.С. , представителя третьего лица Виловатой Е.С. , прокурора Демидо Е.В. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском, указав в обоснование требований, что приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности движения при эксплуатации железнодорожного транспорта в Рефрижераторном вагонном депо Уссурийск - филиала ОАО "Рефсервис". В ходе проверки установлено, что на основании договора аренды недвижимого имущества от 13.04.2011 N Рефрижераторное вагонное депо Уссурийск - филиала ОАО "Рефсервис" временно владеет и пользуется переданным по данному договору имуществом, находящимся в собственности ОАО " ... ", в частности: железнодорожными путями необщего пользования: N N 315, 314, 316, 317, 301-306, расположенными по адресу: "адрес" и примыкающими к ст. ... ". Арендованные железнодорожные пути необщего пользования являются частью путей необщего пользования парка "Т" Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск Новосибирского филиала ОАО " ... ", на чьем балансе находятся данные пути. При пользовании указанными железнодорожными путями парка "Т" Рефрижераторное вагонное депо Уссурийск - филиала ОАО "Рефсервис" также использует ряд стрелочных переводов путей необщего пользования парка "Т", а именно: NN 8, 9, 13, 18А. В ходе проверки установлено, что на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" выявлено, что на серьговых болтах 1-ой соединительной тяги левого остряка отсутствуют контргайки, отсутствуют шплинты, а также выявлено неприлегание левого остряка по острожке до 9 мм., неприлегание левого остряка к упорным накладкам 10мм., в крестовине по направлению пути N шаблон 1514мм. при желобе 43мм. критическое 1471мм., в крестовине по направлению пути N шаблон 1516мм. при желобе 46мм. критическое 1470мм., горизонтальная ступень в хвосте крестовины по направлению пути N более 5мм. На стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" выявлено, что ширина колеи у острия остряков 1548мм.; в середине переводной кривой выявлен куст из 7-ми негодных брусьев, отбой подкладок по упорной нити 8мм. при ширине колеи 1547мм., провисание на 7-ми концах бруса 5мм. На стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" выявлено провисание левого контррельса на 5-ти концах бруса с выходом подкладок из реборд. На стрелочном переводе N 18А пути необщего пользования парка Т" выявлено, что в крестовине по направлению стрелочного перевода N критическое расстояние - 1436мм. На железнодорожном пути необщего пользования N (звено 2/3) выявлен стыковой зазор по левой рельсовой нити 47мм. Ремонт и текущее содержание стрелочных переводов и глухих пересечений, установка, ремонт содержание стрелочных указателей, сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков, сбрасывающих стрелок, стационарных устройств для закрепления вагонов, поворотных брусьев, шарнирно-коленчатых замыкателей обеспечивается владельцем железнодорожных путей необщего пользования. В ходе проверки также выявлены нарушения законодательства в сфере безопасности движения при эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании подвижного состава. Так, в нарушение требований действующего законодательства, предусматривающего прохождение технического обслуживания ТО-3 с периодичностью через 30 суток, текущего ремонта ТР-1 с периодичностью через 7,5 месяцев, текущего ремонта ТР-3 с периодичностью через 2,5 года и капитального ремонта КР-1 с периодичностью через 7,5 лет, тепловоз ТЭМ - 2 N , находящийся на балансе Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск - филиала ОАО "Рефсервис", последние ТО-3 и ТР-1 проходил 01.10.2012 и 16.09.2009 соответственно. Капитальный ремонт в объеме КР-1, согласно техническому паспорту, тепловоз не проходил с 25.12.1997, а текущий с 2006. Полагает, что несоблюдение ответчиком требований по текущему содержанию арендованных путей необщего пользования, а также по прохождению ремонта и технического обслуживания тепловоза ТЭМ-2 N угрожает безопасности движения железнодорожного транспорта и может повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга граждан. Просил обязать ОАО "Рефсервис" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС РФ 01.07.2000 N ЦП-774, стрелочные переводы пути необщего пользования парка "Т" и путь необщего пользования парка "Т", расположенные по адресу: "адрес" , и примыкающие к ст. ... ", а именно: на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" необходимо установить на серьговых болтах 1-ой соединительной тяги левого остряка контргайки, шплинты, а также обеспечить прилегание левого остряка по острожке и к упорным накладкам; привести ширину колеи к норме - 1520мм.; устранить горизонтальную ступень в хвосте крестовины по направлению пути N 302; на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" привести ширину колеи у острия остряков к норме - 1528мм.; в середине переводной кривой заменить семь негодных брусьев и привести ширину колеи к норме - 1524мм.; на стрелочном переводе N пути необщего пользования парка "Т" устранить зазор между рельсом и подкладками, при котором подошва рельса находится выше реборд подкладок; на стрелочном переводе N 18А пути необщего пользования парка "Т" привести критическое расстояние к норме - не более 1435мм.; на железнодорожном пути необщего пользования N (звено 2/3) устранить стыковой зазор по левой рельсовой нити. Кроме того просил обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную провести тепловозу ТЭМ - 2 N капитальный ремонт в объеме КР-1.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал частично: пояснил, что ответчик является лишь арендатором стрелочных переводов, однако обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривал, пояснил, что действительно имеют место указанные в иске нарушения.
Представитель третьего лица в судебном заседании против исковых требований не возражала, подтвердила изложенные в иске обстоятельства.
Судом постановлено указанное решение, с которым ОАО "Рефсервис" в лице Рефрижераторного вагонного депо Уссурийск - филиала ОАО "Рефсервис" не согласилось, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение суда в части возложения обязанности по приведению в соответствие стрелочных переводов и пути необщего пользования отменить, принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N17- ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасность перевозок грузов; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Исследовав все обстоятельства и доказательства по делу, суд первой инстанции, установив нарушение ответчиком указанных в исковом заявлении требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что не оспаривалось ответчиком, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО "Рефсервис" не является владельцем путей необщего пользования, обязанность по обеспечению содержания имущества должен осуществлять собственник ОАО " ... ", являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии абз. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
В силу п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Текущее техническое содержание железнодорожного пути, сданного в аренду, производится за счет средств арендатора (пункт 1.11 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).
Согласно п. 1.1, 3.3.5 договора аренды от 13.04.2011 г. N Арендатор (ОАО "Рефсервис") принимает в аренду (во временное владение и пользование за плату) недвижимое имущество, указанное в приложении N1, своевременно и за свой счет производит текущий ремонт недвижимого имущества.
С учетом указанного именно ОАО "Рефсервис" в настоящее время является владельцем недвижимого имущества переданного ему в аренду, и на нем лежит обязанность по его содержанию и текущему ремонту.
При таких обстоятельствах решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене и изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.