судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Шароглазовой О.Н., Важениной Н.С.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тернейского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа с. Малая Кема", Департаменту образования и науки Приморского края, администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда
по апелляционной жалобе Департамента финансов Приморского края
на решение Тернейского районного суда Приморского края от 09 июля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично. На Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Малая Кема" возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных, в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу. На Департамент образования и науки Приморского края возложена обязанность обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Малая Кема" денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда учреждения и обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам по основной общеобразовательной программе в течение 5 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу. На Департамент финансов Приморского края возложена обязанность выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа с. Малая Кема" с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам по основной общеобразовательной программе, в течение 5 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к администрации Приморского края о возложении обязанности профинансировать за счет средств бюджета Приморского края мероприятия, направленные на укомплектование библиотеки Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Малая Кема" учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам по основной общеобразовательной программе в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказано.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., возражения прокурора Звягинцевой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тернейского района Приморского края обратился в суд с названным иском в обоснование указав, что прокуратурой Тернейского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования в части обеспечения учащихся МКОУ "СОШ с. Малая Кема" учебниками и учебными пособиями, предусмотренными федеральной программой. Установлено, что в нарушение требований законодательства об образовании, библиотечный фонд МКОУ "СОШ с. Малая Кема" не укомплектован учебниками, согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессу в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год. В 2013-2014 учебном году в МКОУ "СОШ с. Малая Кема" обучается 63 ученика, из которых 58 или 92% от общего количества учащихся обеспечены учебниками и учебными пособиями библиотечного фонда, укомплектованность образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями составляет 70%, учреждение нуждается в доукомплектовании 268 учебниками, что не соответствует законодательным нормам и нарушает права несовершеннолетних на бесплатность и общедоступность основного, общего, среднего ((полного) общего образования. Просил возложить обязанность на МКОУ "СОШ с. Малая Кема" обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с федеральным перечнем учебников допущенных и рекомендованных к использованию, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Департамент образования и науки Приморского края и администрацию Приморского края, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, профинансировать за счет средств бюджета Приморского края мероприятия, направленные на укомплектование библиотечного фонда МКОУ "СОШ с. Малая Кема" в полном объеме учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам, в соответствии с федеральным перечнем учебников допущенных и рекомендованных к использованию.
Помощник прокурора Тернейского района Корольков А.А. в судебном заседании
исковые требования поддержал и просил обязать администрацию Приморского края, Департамент финансов Приморского края выделить необходимые денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления расходов на поставку учебников и учебных пособий для МКОУ "СОШ с. Малая Кема" в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. МКОУ "СОШ с. Малая Кема" обеспечить на 2014-2015 учебные годы полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметами основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных до 01.09.2014, то есть до начала учебного года.
Представитель ответчика - директор МКОУ "СОШ с.Малая Кема" Кудрявцева Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, указав в отзыве на иск, что библиотечный фонд школы полностью не укомплектован учебниками и учебными пособиями по причине недостаточного финансирования.
Представитель ответчика - Департамента образования и науки Приморского края в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве на иск указал, что Департамент не согласен с привлечением его в качестве ответчика в деле. В 2012 и 2013 годах учебники для учащихся начальной школы края закупались Департаментом централизовано. С 2006 года по 2013 год Департамент образования и науки в полном объеме произвел финансирование расходов общеобразовательных учреждений Тернейского муниципального района на пополнение библиотечных фондов учебниками. Было закуплено и доставлено 1681 учебник для учащихся третьих и четвертых классов.
Представитель Департамента финансов Приморского края
в суд не явился. В отзыве на иск указал, что в 2013 году Департамент финансов Приморского края выполнил в полном объеме свою обязанность по доведению предельных объемов финансирования по субвенции до Департамента образования и науки Приморского края на основании заявок в кассовый план. На 2014 год объем субвенции для муниципальных общеобразовательных учреждений Тернейского муниципального района увеличены и составляют 92469,60 тыс. руб. Законом о бюджете на 2014 год главным распорядителем средств краевого бюджета по субвенции на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования, по основным общеобразовательным программам является Департамент образования и науки Приморского края, а не Департамент финансов Приморского края. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представитель администрации Приморского края в отзыве на иск с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, указав, что согласно Приложению N 34 к Закону края о бюджете на 2014 год от 19.12.2013 N 334-K3, норматив расходов на обеспечение учебного процесса для муниципальных общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах, расположенные в районах, приравненных к районам Крайнего Севера (к которым относится и Тернейский район), для общеобразовательной программы составляет от 2840,50 руб. до 4203,95 руб., в зависимости от уровня программы в расчете на одного учащегося. Общий объем субвенции бюджету Тернейского муниципального района на 2014 год предусмотрен в размере 92469,60 тыс. руб. Эти средства предусматриваются Департаменту образования и науки Приморского края, как органу, осуществляющему государственное управление в сфере образования на территории Приморского края, в полномочия которого входит организация обеспечения муниципальных образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями.
Представитель администрации Тернейского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями прокурора согласен в полном объеме.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился Департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на Департамент финансов Приморского края обязанности выделить денежные средства Департаменту образования и науки Приморского края для предоставления МКОУ "СОШ с.Малая Кема" с целью обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями как постановленного с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента финансов Приморского края, МКОУ "СОШ с.Малая Кема", Департамента образования и науки Приморского края не явились. Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
При этом на основании п. 2 данной статьи право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
С 01.09.2013 вступил в законную силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В п. 3 ст. 5 Закона вновь подтверждена общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 35 вышеназванного Закона, обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (пп. 13 п. 2 ст. 26.3).
Пунктом 8.17 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 03.07.2009 N 171-па к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Поскольку прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МКОУ "СОШ с.Малая Кема" Тернейского муниципального района Приморского края бесплатной учебной литературы в 2014 году, суд, с учетом названных положений закона, правильно возложил на Департамент образования и науки Приморского края обязанность по финансированию мероприятий учебного учреждения по обеспечению учебной литературой.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте финансов Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, Департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.
В соответствии с п. 7.2 раздела II указанного Положения, Департамент финансов Приморского края осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на Департамент финансов Приморского края обязанность по выделению денежных средств Департаменту образования и науки Приморского края, как на орган, осуществляющий управление финансовыми ресурсами Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права со ссылкой на нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.2005 N 320-КЗ "О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края" признаются судебной коллегией несостоятельными поскольку, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Приморского края N 320-КЗ (в ред. от 20.12.2012) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Суд, анализируя указанную норму права, пришел к верному выводу, что недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не является основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета, основан на неправильном толковании нормативно-правовых актов и не является основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права применены судом правильно.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тернейского районного суда Приморского края от 09 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.