Президиум Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Хижинского А.А.,
членов президиума Демидовой Е.В., Дорохова А.П., Троеглазова А.С., Украинской Т.И., Хребтовой Н.Л.,
при секретаре Волгиной Т.Н.
рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по иску Соляника ФИО16 к МУПВ "Некрополь", администрации г. Владивостока о признании незаконной деятельности, осуществляемой с нарушением санитарного законодательства, по кассационным жалобам МУПВ "Некрополь", администрации города Владивостока на определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 октября 2013 года на основании определения судьи Приморского краевого суда Дегтерёвой И.Н. о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Дегтерёвой И.Н., выслушав объяснения представителей МУПВ "Некрополь" Ермакова Ю.Ю., Пашукова Б.А., представителя администрации г. Владивостока Маркина А.А., представителей Соляника В.В. - Акулибабу Т.Г. и Коврижных С.А., президиум
УСТАНОВИЛ:
Соляник В.В. обратился в суд с иском к МУПВ "Некрополь", администрации города Владивостока о признании незаконной деятельности, осуществляемой с нарушением санитарного законодательства, указывая, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес" .
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2010 года за МУПВ "Некрополь" признано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 890000 кв.м, расположенным по адресу: ориентир: нежилое здание, адрес ориентира: "адрес" , примерно на 18 м на север от ориентира.
Выйдя за пределы установленной зоны кладбища "Лесное", МУПВ "Некрополь" вырубило лес, отделяющий кладбище от жилой застройки и принялось осуществлять захоронения в непосредственной близости от жилых домов. Вырубленный МУПВ "Некрополь" лес на протяжении многих лет являлся естественным барьером, отделявшим жилую застройку от территории кладбища, необходимой частью жизни местного населения.
Ежедневно на прилегающем к его хозяйству земельном участке производятся захоронения. Расстояние, разделяющее границы захоронений от его огорода, составляет лишь несколько метров и с каждым днем стремительно сокращается, что приведет к слиянию территории кладбища и жилой зоны.
Он считает, что деятельность МУПВ "Некрополь" по эксплуатации кладбища производится с нарушением норм санитарного законодательства. Поэтому он с учетом уточненных требований просил признать незаконной и противоречащей требованиям законодательства о санитарном благополучии населения деятельность МУПВ "Некрополь" по организации и производству захоронений на территории земельных участков с кадастровыми номерами N , N и N , образованных в результате раздела земельного участка площадью 890000 кв.м с кадастровым номером N . А также просил обязать МУПВ "Некрополь" устранить допущенные нарушения путем прекращения деятельности по организации и производству захоронений на территории указанных земельных участков.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 22 апреля 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 октября 2013 года решение отменено. Иск Соляника В.В. к МУПВ "Некрополь", администрации города Владивостока удовлетворен частично: Признана незаконной и противоречащей требованиям законодательства о санитарном благополучии населения деятельность МУПВ "Некрополь" и администрации г. Владивостока по организации и производству захоронений без соблюдения требования закона об обязательном установлении санитарно-защитной зоны кладбища на территории земельных участков с кадастровыми номерами N , N , N , N в части производства захоронения в полосе санитарно-защитной зоны.
На МУПВ "Некрополь" и администрацию города Владивостока возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона путем прекращения деятельности по организации и производству захоронений без соблюдения требований закона об обязательном установлении санитарно-защитной зоны кладбища на территории указанных земельных участков в части производства захоронений в полосе санитарно-защитной зоны. В остальной части иска отказано.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи Приморского краевого суда от 16 мая 2014 года жалобы МУПВ "Некрополь" и администрации города Владивостока с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и определения о передаче жалоб с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит определение судебной коллегии подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения норм материального права при рассмотрении дела допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ (в редакции от 28 июля 2012 года) "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 1 статьи 17 вышеуказанного Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что решением исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов от 6 октября 1989 года N 470 у Владивостокского лесхоза изъята часть территории в районе кладбища "14 км" и согласована многоотраслевому комбинату специальных услуг объединения коммунального хозяйства под расширение территории кладбища.
Решением исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов от 2 июля 1991 года N 179 под расширение городского кладбища отведен земельный участок площадью 89 га лесов.
В 2000 году МУП "Владивостокский кремационный комплекс" и МУП "Многоотраслевой комбинат специальных услуг" реорганизованы путем слияния, реорганизованному юридическому лицу присвоено наименование МУПВ "Некрополь".
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2010 года признано право постоянного (бессрочного) пользования МУПВ "Некрополь" на земельный участок площадью 890000 кв.м с кадастровым номером N , расположенный по адресу: ориентир: нежилое здание, адрес ориентира: "адрес" , примерно на 18 метров на север от ориентира.
Свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю 26 июля 2011 года и 18 декабря 2012 года, подтверждается право собственности муниципального образования г. Владивосток на земельные участки с кадастровыми номерами N N N , N ), N ), N , N ) с разрешенным использованием: под расширение городского кладбища. Эти участки образовались путем раздела земельного участка с кадастровым номером N .
Истец ФИО1 является собственником домовладения общей площадью 37,10 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" . Ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N .
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что истец не представил доказательства наложения санитарно-охранной зоны кладбища на его земельный участок.
Судебная коллегия не согласилась с выводом суда и указала, что заключением ООО "Приморское бюро судебных экспертиз" от 25 апреля 2013 года подтверждается, что захоронения, осуществляемые в границах земельных участков с кадастровыми номерами N , N , N , N производятся с нарушением требований действующих нормативных документов, в зоне городского кладбища не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Кроме того, в обоснование своих выводов суд второй инстанции сослался на решение Думы г. Владивостока от 12 октября 2012 года N 934, которым на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа зона кладбища была откорректирована, её границы приведены в соответствии с оформленными границами городского кладбища "Лесное" и определен вид разрешенного использования в зоне СН-1: для размещения захоронений и санитарной зоны кладбища.
По мнению судебной коллегии, санитарно-защитная зона городского кладбища "Лесное" должна быть установлена на расстоянии 500 м от границ кладбища. В санитарно-защитной зоне не может располагаться жилая застройка, включая отдельные дома и садово-огородные участки.
Установив, что санитарно-защитная зона кладбища "Лесное" не оформлена в соответствии с законодательством, судебная коллегия в тоже время приходит к выводу, что захоронения на территории земельных участков с кадастровыми номерами N , N , N , N производятся в полосе санитарно-защитной зоны.
Выводы судебной коллегии являются противоречивыми, основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования: под расширение городского кладбища.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.
Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы г. Владивостока от 10 февраля 2011 года N 111, установлено, что в состав зон специального назначения включаются зона кладбищ, крематориев. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (раздел 14).
При этом санитарно-защитная зона для кладбищ указанным актом не установлена.
В силу пункта 2.5.2 Национального стандарта Российской Федерации "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года N 516-ст, в котором реализованы нормы Федерального закона "О погребении и похоронном деле", кладбищем является объект похоронного назначения, предназначенный для погребения останков и праха умерших или погибших. Кладбище состоит из различных функционально-территориальных зон: места погребения, составляющие зону захоронения кладбища; территории и объекты, не являющиеся местами погребения (имущественный комплекс кладбища) и другие (пункт 2.13 ГОСТа).
Санитарно-защитная зона: функционально-территориальная зона между кладбищем и (или) крематорием и жилой (селитебной) или промышленной застройкой, ширина которой определяется нормативно-правовыми актами (пункт 2.13.6 ГОСТа Р 53107-2008 года).
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон (пункт 3 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).
Зоны, занятые кладбищами, крематориями, включаются в состав зон специального назначения (пункт 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В соответствии с указанными СанПиН кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов (пункт 2.5).
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8).
Территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры (пункт 2.9).
Сравнительный анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что санитарно-защитная зона для кладбища не может располагаться в территориальной зоне кладбища, а должна устанавливаться за границами кладбища.
Санитарно-защитная зона это специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается в целях обеспечения безопасности населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Удовлетворяя исковое заявление, судебная коллегия руководствовалась СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74.
При этом судебная коллегия не учла, что из буквального толкования пункта 1.2. следует, что СанПиН действуют только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов (заключение Минэкономразвития от 17 января 2013 года "Об экспертизе постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
Однако некоторые положения СанПиН прямо устанавливают требования, касающиеся действующих объектов.
Так пункты 4.5 и 4.6 предусматривают, что размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен или увеличен для предприятий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В пункте 2.10 также предусмотрено право на изменение размера санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
В связи с этим судебной коллегии необходимо было дать оценку соответствия решения Думы г. Владивостока от 12 октября 2012 года N 934 о включении санитарной зоны кладбища в границы городского кладбища "Лесное" действующему законодательству о санитарно-защитной зоне, а также тому обстоятельству, что установление санитарно-защитной зоны к конкретному объекту относится к компетенции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Кроме того, судебная коллегия, принимая решение о прекращении деятельности МУПВ "Некрополь" по организации и производству захоронений, не обсудила вопрос о том, не противоречит ли такое прекращение деятельности общественным интересам, не установила соотношение интересов заявителя и жителей города Владивостока.
Поэтому определение судебной коллегии подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, обсудить возможность применения к возникшим спорным отношениям абзаца 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 октября 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Хижинский А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.