Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова О.В.,
судей: Киселева Г.В., Загорской О.В.,
при секретаре судебного заседания Б.Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Б.Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 09 июня 2014 года
по иску прокурора Грачевского района Ставропольского края в интересах Ч.Е.П. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,
заслушав доклад судьи Киселева Г.В.,
УСТАНОВИЛА:
12 мая 2014 года прокурор Грачевского района Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд с данным иском, указав, что в результате проведённой проверки выявлено, что Ч.Е.П., 1995 года рождения, являющаяся уроженкой с. *** Грачевского района Ставропольского края, согласно постановлению Администрации муниципального образования Кугультинского сельсовета Грачевского района Ставропольского края от 17 апреля 2008 года N*** "О постановке на учет детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий", в связи с наличием у неё статуса социальной сироты, поставлена на учёт на внеочередное получение жилого помещения. В 2013 году Ч.Е.П. окончила обучение в ГБОУ СПО "Региональный многопрофильный колледж" г. Ставрополя, достигла совершеннолетнего возраста, в связи с чем снята с полного обеспечения государства. Ч.Е.П. и члены её семьи, нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или собственниками жилых помещений не являются. Ч.Е.П. по своему статусу является социальной сиротой, поскольку до совершеннолетия решением Грачевского районного суда от 12 марта 2008 года её родители - Ч..И.Я. и Ч.П.П. лишены в отношении дочери родительских прав. 31 июля 2013 года решением Министерства образования Ставропольского края она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с направлением данных в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для реализации права жилищное обеспечение. На момент подачи иска ответчиком не было предпринято мер по обеспечению Ч.Е.П. жильем. Истец просил суд обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Ч.Е.П., 24 февраля 1995 года рождения, относящейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края (л.д.2-6).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 09 июня 2-14 года исковые требования прокурора Грачевского района Ставропольского края в интересах Ч.Е.П. удовлетворены. На Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность предоставить Ч.Е.П., 24 февраля 1995 года рождения, относящейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края (л.д. 51-59).
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице представителя по доверенности Б.Е.В. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 09 июня 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объёме, указав, что согласно Порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного фонда Ставропольского края, утверждённому постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N***, основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является заявление такого лица. Суд первой инстанции не учёл, что заявление Ч.Е.П. подала только 11 апреля 2014 года и значится в журнале учёта за номером ***. В случае первоочередного предоставления Ч.Е.П. благоустроенного жилого помещения, будут нарушены права и свободы лиц, зарегистрированных в журнале регистрации до нее (л.д.61-64).
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела N***, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора П.О.Б., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы нет, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, оснований для отмены решения суда нет.
В ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ст.27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с положениями ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (ч.1). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Ч.Е.П. родилась 24 февраля 1995 года (л.д.9, 14).
Вступившим в законную силу решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 12 марта 2008 года родители Ч.Е.П. - Ч.И.Я. и Ч.П.П. лишены родительских прав (л.д.19-25).
Распоряжением Главы администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N*** несовершеннолетняя Ч.Е.П., 24 февраля 1995 года рождения определена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.18).
Постановлением Главы администрации МО Кугультинского сельсовета Грачевского района от 17 апреля 2008 года N*** Ч.Е.П. поставлена в очередь на улучшение жилищных условий в список общей очереди - N***, в список льготной очереди - N*** (п.1.5) (л.д.12).
Как следует из справки Грачевского филиала ГУП СК "Крайтехинвентаризация" от 17 июля 2013 года N*** Ч.Е.П. зарегистрирована по адресу: ***. Собственником недвижимости не значится (л.д.16).
20 июня 2013 года Ч.Е.П. обратилась с заявлением в адрес Министра образования Ставропольского края о приобретении ей жилья (л.д.13).
Согласно сведений Федеральной службы государственной регистрации и картографии от 28 декабря 2012 года N***, от 26 июня 2013 года N*** информация в отношении Ч.Е.П. отсутствует (л.д.15, 17).
Из уточнённого сводного списка детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по состоянию на 09 августа 2013 года Ч.Е.П. числится под номером 117 (л.д.42-43).
11 апреля 2014 года Ч.Е.П. обратилась с заявлением на имя Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края с учётом положений абз.3 п.1 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N240-п (л.д.44).
Поскольку право Ч.Е.П. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор Грачевского района Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года "159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом приведённых обстоятельств судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности предоставить Ч.Е.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения в порядке. Установленном Правительством Ставропольского края.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края истцу, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Ч.Е.П., поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из содержания положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что суд вынес решение с нарушением требований ст.148, 196, 198 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ст.196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (п.2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3)
Судебная коллегия считает, что выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости
, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов.
Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.