Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Антонове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 07 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя М.Л.С. - Р.Е.Н.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 25 июня 2014 года
по иску М.Л.С. к администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа органа местного самоуправления и возложении обязанности предоставить земельный участок,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
М.Л.С. 14.04.2014 года обратилась в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением к администрации г. Ставрополя, о признании незаконным отказа и возложении обязанности предоставить земельный участок, указав, что является инвалидом " ... "группы, 08.08.2013 года и 22.05.2014 года дважды обращалась к главе администрации города Ставрополя с просьбой предоставить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Ответом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 06.09.2013 года N" ... ", в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, предложено подать заявление с просьбой принять ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Фактически отказано в реализации ее права на получение земельного участка в собственность. Просила суд признать необоснованным и незаконным отказ (бездействие) органов местного самоуправления в лице администрации г. Ставрополя в предоставлении ей земельного участка, обязать администрацию г. Ставрополя исполнить требования ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N181 "О социальной защите инвалидов в РФ" в части реализации ею права на получение земельного участка и предоставить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 25 июня 2014 года исковые требования М.Л.С. к администрации г.Ставрополя оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель М.Л.С. - Р.Е.Н. считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что бездействие администрации г. Ставрополя в вопросах выделения земельных участков инвалидам, противоречит требованиям ч.14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года N181 "О социальной защите инвалидов РФ". Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Ставрополя М.М.А. указывает, что, отклоняя требования, суд исходил из того, что администрацией города Ставрополя установлен специальный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, в соответствии с которым земельные участки в первоочередном порядке предоставляются только на праве аренды, тогда как заявительница просила предоставить ей участок на праве собственности, а потому она вправе получить такой участок в порядке общей очереди. Считает, что принятие гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий означает наличие у гражданина прав, установленных Жилищным кодексом РФ, на обеспечение жилым помещением за счет государства. Полагает, что решение является законным и обоснованным.
Представители М.Л.С. - Р.Е.Н., К.А.М., В.П.П., представители администрации г. Ставрополя, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
В адрес проживания М.Л.С., неоднократно направлялись телеграммы о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с ее неявкой в судебные заседания, рассмотрение дела откладывалось. В судебное заседание 07 октября 2014 года М.Л.С. вновь не явилась, и не предоставила документы, подтверждающие уважительность причин неявки. В адрес Ставропольского краевого суда поступило уведомление о том, что телеграмма М.Л.С. не доставлена закрыто, адресат по извещению за телеграммой не является.
В соответствии ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
При наличии сообщения почтового отделения связи о неявке адресата за телеграммой по извещению, следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.
Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.
Так, согласно частям 2 и 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ, нерассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что телеграммы направлялись М.Л.С. по адресу, указанному в апелляционной жалобе, сведений об изменении адреса заявителем в материалы дела не представлено. Неполучение заявителем направляемого судом извещения о времени и месте рассмотрения дела, свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, считает возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа Земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (торгах).
Судом первой инстанции установлено, что М.Л.С. является инвалидом " ... " группы, 08.08.2013 года и 22.05.2014 года дважды обращалась к главе администрации города Ставрополя с просьбой предоставить бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в порядке ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ответом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 06.09.2013 года N" ... ", в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, предложено подать заявление с просьбой принять ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего Жительства.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в свобод, а также вопросы применения мер социальной поддержки инвалидов определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон).
Согласно ст. 2 Федерального закона, социальная поддержка инвалидов включает систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона, закрепляющие как право инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, так и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил. То есть данным пунктом Правил четко установлено, что перечисленные в нем льготы предоставляются инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Правилами определены основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета (п. п. 2, 3, 4 Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил, обеспечение инвалидов в первоочередном порядке земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, осуществляется органом местного самоуправления и реализуется посредством подачи соответствующего заявления с приложением справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, то при реализации такой меры социальной поддержки учитывается нуждаемость указанной категории лиц в улучшении жилья.
Тем самым, из системного толкования приведенных выше норм законодательства, следует, что для первоочередного предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Установлено, что М.Л.С. на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 25 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.