Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.,
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2014 года,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Невинномысска Швецовой Е.Н.,
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 15 июля 2014 года,
по заявлению П.А.В. об оспаривании отказа органа местного самоуправления - администрации г. Невинномысска в предоставлении заявителю земельного участка, обязании администрацию города согласовать заявителю предоставление в собственность земельного участка, для огородничества при условии присоединения к смежному земельному участку,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
П.А.В. обратился суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления - администрации г.Невинномысска в предоставлении заявителю земельного участка, обязании администрацию города согласовать заявителю предоставление в собственность земельного участка, расположенного в районе улицы Дунаевского, 13В, предполагаемой площадью " ... " кв.м. для огородничества при условии присоединения к смежному земельному участку.
Заявление мотивировано тем, что заявитель обращался с заявлением в администрацию города в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Невинномысска Ставропольского края о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в районе улицы " ... ", 13В, предполагаемой площадью " ... " кв. м, для огородничества при условии присоединения к смежному земельному участку. Однако ответом 09.04.2014 года за исх. N 627/32 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Невинномысска Ставропольского края ему было отказано в предоставлении, основанием которого названо нарушение предоставлением земельного участка линии застройки улицы Дунаевского.
Заявитель полагает, что данный отказ принят в нарушение действующего законодательства, нарушает права физического лица П.А.В..
Решением Думы города Невинномысска от 31.10.2012 года N 286-26 утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования городского округа - города Невинномысска.
П.А.В. обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Невинномысска Ставропольского края с заявлением в соответствии со статьей 12 Порядка.
В соответствии с пунктом 13 Порядка Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Невинномысска Ставропольского края в течение 10 дней со дня принятия заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о поступлении заявления о предоставлении земельного участка в газете "Невинномысский рабочий" и его размещение на официальном сайте администрации города.
В рассматриваемом случае такое извещение Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Невинномысска Ставропольского края в нарушение Порядка произведено не было.
Просил суд признать незаконным отказ администрации города Невинномысска от 09.04.2014 года за исх. N 627/32, обязать администрацию города согласовать заявителю предоставление в собственность земельного участка, расположенного в районе улицы Дунаевского, 13В, предполагаемой площадью 145 кв.м. для огородничества при условии присоединения к смежному земельному участку.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 15 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Невинномысска по доверенности Швецова Е.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу П.А.В. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя заявителя П.А.В. по доверенности Никитенко А.Н., просившего удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67, 195 ГПК РФ, решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям и когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В данном случае судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Из материалов дела следует, что в апреле 2014 года заявитель обратился в администрацию города Невинномысска в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации города Невинномысска с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного в районе улицы Дунаевского, 13В, предполагаемой площадью 145 кв.м. для огородничества при условии присоединения к смежному земельному участку.
09.04.2014 года ответом (исх. N627/32) за подписью главного архитектора г.Невинномысска С.С. Дунешенко заявителю отказано в предоставлении земельного участка на заявленных условиях, в связи с тем что это нарушит линию застройки улицы Дунаевского.
В соответствии с ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа П.А.В. в согласовании предоставления земельного участка не усматривается.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
Так, в силу п.1 ст.34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу п. п. 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Из материалов дела усматривается, что запрашиваемый участок является сформированным, состоит на государственном кадастровом учете, уже имеет вид разрешенного использования "земельный участок для организации благоустройства территории", что, в свою очередь, исключает возможность предоставления земельного участка под цели огородничества.
Кроме того, порядок предоставления данного земельного участка ранее был определен в 2013 году также по заявлению П.А.В.
Решением Думы г.Невинномысска N286-26 от 31.10.2012 года утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования городского округа - города Невинномысска.
Пункт 7 Порядка устанавливает, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются с торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Без проведения торгов земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в следующих случаях:
- лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации;
- инвалидам I и II группы с выраженным нарушением функций опорно-двигательного аппарата, взрослому члену семьи или законному представителю ребенка-инвалида, достигшего пятилетнего возраста, и инвалида с детства I группы, проживающему на территории города, при наличии у него в собственности транспортного средства (легкового автомобиля, включая автомобили с ручным управлением или мотоколяски), а также прав на его управление. Порядок и условия предоставления земельных участков для указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Положением о порядке установки и сноса временных гаражей в жилых микрорайонах;
- приоритетного приобретения права или права получения в собственность бесплатно, предусмотренного действующим законодательством;
- если гражданином испрашивается в аренду или в собственность земельный участок, границы которого имеют общие границы с земельным участком, предоставленным для индивидуального жилищного строительства (далее - смежный участок), которым заявитель обладает на определенном праве, а конфигурация и (или) местоположение испрашиваемого земельного участка не позволяют его использовать в качестве самостоятельного объекта землепользования, испрашиваемый земельный участок предоставляется непосредственно заявителю для огородничества при условии присоединения к смежному земельному участку в следующих случаях:
1) если площадь участка, имеющегося в пользовании заявителя, не достигает максимального размера, установленного для индивидуального жилищного строительства (огородничества);
2) если испрашиваемый земельный участок невозможно использовать каким-либо другим лицом, кроме заявителя, в силу градостроительных требований участка (особенностей расположения этого участка, из-за отсутствия проходов и проездов к участку из земель общего пользования, из-за несоответствия нормативов предоставления и т.п.);
Согласно пункта 12 Порядка, гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель), заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением на имя главы города в управление архитектуры и градостроительства администрации города
3) в случаях, указанных в абзацах 4, 5 пункта 7 настоящего Порядка, заявители дополнительно представляют:
- копии документов, подтверждающих право на приоритетное приобретение или право на получение в собственность бесплатно земельного участка, в соответствии с перечнями, установленными нормативно-правовыми актами, предусматривающими такое предоставление;
- копию правоустанавливающего документа на смежный земельный участок, копию документа, подтверждающего право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного на смежном земельном участке, а также копию технического паспорта на объект недвижимого имущества.
В силу пункта 16 Порядка, Комиссия отказывает в согласовании предоставления земельного участка в случае, если:
- запрашиваемые цель и разрешенное использование земельного участка противоречат градостроительной документации, противопожарным, санитарным условиям использования территории.
Из материалов дела не усматривается наличие у заявителя права на приоритетное приобретение или право на получение в собственность бесплатно указанного земельного участка.
Помимо этого, из представленных материалов усматривается, что конфигурация и местоположение испрашиваемого земельного участка позволяют его использовать в качестве самостоятельного объекта землепользования, что также исключает предоставление данного земельного участка заявителю без проведения торгов.
В силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации необходимым этапом предоставления участка является утверждение схемы расположения участка, а первоначальные постановления об утверждении схемы расположения земельного участка не отменены, и, как указано выше, данный участок сформирован, состоит на кадастровом учете и имеет иной запрашиваемому, вид разрешенного использования, следовательно, не имелось оснований и для предоставления истцу участков по нормам п. п. 5, 6 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у администрации г.Невинномысска регистрационной службы отсутствовали основания для удовлетворения заявления П.А.В.
Несмотря на основание отказа в виде нарушении линии застройки, по существу отказ администрации г.Невинномысска является правильным.
С учетом этого, решение суда подлежит отмене.
Ввиду того, что установлены фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит возможным постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 15 июля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления П.А.В. о признании незаконным отказа администрации города Невинномысска от 09.04.2014 года за исх. N 627/32, возложении обязанности на администрацию города согласовать заявителю предоставление в собственность земельного участка, расположенного в районе улицы " ... ", 13В, предполагаемой площадью " ... " кв.м. для огородничества при условии присоединения к смежному земельному участку - отказать.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.