Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Антонове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 07 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе Г.А.К.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 июля 2014 года
по заявлению Г.А.К., заинтересованные лица администрация города Ставрополя, о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя, возложении обязанности вынести решение о предоставлении земельного участка,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Г.А.К. обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, возложении обязанности вынести решение о предоставлении земельного участка, указав, что он в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и удостоверением серии " ... " N " ... " является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 16 указанного Федерального закона.
Обратившись с заявлением к главе г. Ставрополя о постановке его на учет для предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, письмом от 31.08.2010 года N " ... "от МУ "Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя" его уведомили о необходимости представить подлинники документов.
Согласно уведомлению Комитета градостроительства администрации г, Ставрополя за номером " ... "от 28.04.2014 года он в соответствии с законодательством Российской Федерации признан нуждающимся на обеспечение земельным участком на праве собственности. По состоянию на апрель 2014 года он состоит в очереди лишь " ... ". Таким образом, с момента постановки до настоящего времени прошло 5 лет, однако земельный участок, положенный ему по Закону, до сих пор не предоставлен
Считает, что администрация города Ставрополя незаконно бездействует и не выполняет требования действующего законодательства в части обеспечения участников боевых действий земельными участками.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя выраженное в непредставлении бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства в границах муниципального образования город Ставрополь, возложить на администрацию города Ставрополя обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки и издания решения о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка в границах муниципального образования город Ставрополь.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 июля 2014 года требования Г.А.К. о признании незаконным бездействия администрации г.Ставрополя, выраженного в непредставлении бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства в границах муниципального образования город Ставрополь, о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки и издания решения о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка в границах муниципального образования город Ставрополь - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Г.А.К. указывает, что действиями комитета градостроительства администрации г. Ставрополя нарушены его права, как гражданина состоящего на учете и претендующего на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности. Полагает, что администрация г. Ставрополя незаконно бездействует и не выполняет требования действующего законодательства в части обеспечения участников боевых действий земельными участками. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
До начала рассмотрения жалобы, в судебную коллегию по административным делам поступило ходатайство от Г.А.К. о рассмотрении дела без его участия.
Представители администрации г. Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")
В пункте 28 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из приведенных правовых норм следует, что условием для удовлетворения требований, предъявленных в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является наличие в совокупности двух условий: не соответствие закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных оснований исключает признание судом решения, действий (бездействия) незаконными.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с удостоверением серии " ... " N" ... ", Г.А.К. является ветераном боевых действий (л.д.-10).
20.01.2009 года в соответствии с действующим на тот момент Порядком ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и Ставропольского края, утвержденным Постановлением главы города Ставрополя от 17.02.2009 года N468 и ст. 18 действующего в момент обращения Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года N28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", Г.А.К. обратился с заявлением к Главе г. Ставрополя о постановке на учет для предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 28.02.2012 года принято решение о постановке Г.А.К. на учет.
По состоянию на апрель 2014 года, земельный участок Г.А.К. для ИЖС в собственность бесплатно - не выделен.
14.04.2014 года он обратился в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя с просьбой выделить и предоставить в собственность земельный участок для ИЖС в границах муниципального образования г. Ставрополь (л.д.8).
По результатам рассмотрения обращения Г.А.К., в уведомлении комитет градостроительства администрации г. Ставрополя от 28.04.2014 года N" ... " указал, что в списке общей очереди льготных категорий граждан Г.А.К. с момента подачи заявления 27.01.2009 года - " ... ".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции руководствуясь законом Ставропольского края от 12.04.2010 года N21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Ставропольского края", ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", законом Ставропольского края от 01.08.2003 года N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", исходил из того, что принятием решения о предоставлении Г.А.К. земельного участка во внеочередном порядке нарушаются права иных граждан состоящих на учете и претендующих на получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственной Думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края" согласно которому утратила силу статья 18 закона Ставропольского края от 01.08.2003 года N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", касающаяся случаев бесплатного предоставления земельных участков.
С момента вступления в законную силу закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края" случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в Ставропольском крае урегулированы статей 12 закона, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе, ветеранам боевых действий, признанным таковыми Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", уволенным в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет.
В соответствии с регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением главы города Ставрополя от 10.09.2009 года N 691 и разработанного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, органов местного самоуправления города Ставрополя, а также во исполнение постановлений главы города Ставрополя от 29.05.2008 года N 1399 "Об организации единого Центра обслуживания граждан и юридических лиц по вопросам градостроительства и землепользования по принципу "Одно окно", от 30.06.2008 года N 1631 "Об утверждении порядка приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования", существует определенные правила предоставления земельного участка для строительства.
Согласно порядку ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ, Ставропольского края утвержденном постановлением администрации г. Ставрополя от 05.11.2009 года N1202 предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков, за исключением тех, по которым ранее принято решение о реализации их с торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, законом прямо предусмотрена возможность предоставления гражданам, стоящим на учете в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке очередности.
Предоставление же Г.А.К. земельного участка без учета очередности является недопустимым, поскольку приведет к нарушению прав иных граждан, состоящих на учете и претендующих на получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и включенным в реестр раньше истца.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, не допустил нарушений норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 14 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.