Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Комлевой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25.09.2014 гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки,
по апелляционной жалобе Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области на решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 21.07.2014, которым постановлено:
"Исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области к Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области по непринятию мер по ликвидации: несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в границах населенного пункта с. Карпунино Мокроусовского района Курганской области, расположенном в юго-восточном направлении в 500 метрах от жилых домов.
Обязать Администрацию Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в границах населенного пункта с. Карпунино Мокроусовского района Курганской области, расположенном в юго-восточном направлении в 500 метрах от жилых домов.".
Заслушав доклад судьи Арзина И.В., мнение прокурора Половниковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки.
В обоснование исковых требований указывал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении отходов от населения на территории области установлены нарушения норм действующего законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия населении. Выявлен земельный участок сельскохозяйственного назначения - пастбище, в границах населенного пункта с. Карпунино, расположенный в юго-восточном направлении в 500 метров от жилых домов с. Карпунино (координаты: 55/51, 540 северной широты, 66/52, 576 восточной долготы), на котором расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Непринятие ответчиком мер по ликвидации несанкционированной свалки нарушает конституционные права неопределенного числа лиц на благоприятную окружающую среду.
Просил признать бездействие Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного использования - пастбище, в границах населенного пункта с. Карпунино Мокроусовского района Курганской области, расположенном в юго-восточном направлении в 500 метрах от жилых домов с. Карпунино, с координатами по GPS 55/51, 540 северной широты, 66/52, 576 восточной долготы, и обязать Администрацию Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации указанной несанкционированной свалки.
В судебном заседании прокурор Мокроусовского района Курганской области Моор С.А. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Пермяков Г.И. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Указал, что данная свалка действительно является несанкционированной, эксплуатируется еще с советских времен, у Администрации не имеется ни техники, ни средств для ее ликвидации.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области просит решение суда отменить, указывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно определяющие неблагоприятное воздействие свалки.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Мокроусовского района Курганской области Строгонов С.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Курганского межрайонного природоохранного прокурора Кусков А.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половникова А.А. полагала, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Представитель ответчика Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области, представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления в обжалуемой части в соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено к вопросам местного значения.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ) в числе иных к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Закрепление за органами местного самоуправления поселений полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлено также пунктами 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Из материалов дела следует, что на территории Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в 500 метрах от жилых домов в юго-восточном направлении выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью 05 га. Лицо, виновное в организации свалки, не установлено.
Работы по ликвидации свалок бытовых отходов и мусора на указанном земельном участке, расположенном в границах Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области, не проводятся.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии неблагоприятного воздействия несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на окружающую среду, в связи с чем, на законных основаниях возложил на ответчика обязанность организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в границах населенного пункта с. Карпунино Мокроусовского района Курганской области, расположенном в юго-восточном направлении в 500 метрах от жилых домов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалы гражданского дела содержат доказательства, подтверждающие факт неблагоприятного воздействия несанкционированной свалки на окружающую среду. Так, в предписании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области от 05.09.2013 N 06-08/14 установлено, что размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования ведет к загрязнению, захламлению, деградации и ухудшению плодородия. Размещение бытовых отходов привело к невозможности использования данного земельного участка по назначению без дополнительных мероприятий по очистке.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, вследствие чего не влекущими отмену или изменение решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 21.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Карпунинского сельсовета Мокроусовского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.