Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Богдановой О.Н., Шарыповой Н.В.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 30 сентября 2014 г. гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Пронищевой Л.Ю. к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 июля 2014 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Пронищевой Л.Ю. к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Пронищевой Л.Ю. " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения Пронищевой Л.Ю. .
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., истца Пронищевой Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана в интересах Пронищевой Л.Ю. обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Пронищева Л.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца умерла, отец лишен родительских прав в отношении дочери. В " ... " г. Пронищева Л.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако жилое помещение ей не предоставлено. Со ссылкой на положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательство Курганской области просил обязать Администрацию г. Кургана предоставить Пронищевой Л.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Пронищевой Л.Ю. жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Киселева А.В. на иске настаивала.
Истец Пронищева Л.Ю. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана Яковлева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на иск требования не признал, ссылался на то, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Кроме того, предоставление жилья детям-сиротам по договору специализированного найма поставлено в зависимость от ряда условий, в том числе от наличия или отсутствия лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что требования прокурора не подлежали судебному разбирательству, поскольку затрагивают межбюджетные отношения и разрешение спора не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции.
В отзыве на апелляционную жалобу Пронищева Л.А. полагала доводы жалобы необоснованными.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель прокуратуры Курганской области Половникова А.А. в судебном заседании выразила не согласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Истец Пронищева Л.Ю. также полагала решение суда не подлежащим отмене, поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Пронищева Л.Ю. родилась " ... " в "адрес" .
Решением Курганского городского суда Курганской области от " ... " отец истца - Пронищев Ю.И. лишен родительских прав в отношении дочери Л. .
Распоряжением мэра г. Кургана от " ... " N N над Пронищевой Л.Ю., мать которой Пронищева В.А. умерла " ... " , а отец Пронищев Ю.И. воспитанием дочери не занимается с " ... " года, установлена опека, опекуном назначена Банщикова О.Н., за несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу: "адрес" .
Впоследствии постановлением Администрации г. Кургана от " ... " N проживание Пронищевой Л.Ю. в жилом помещении, расположенном по "адрес" признано невозможным.
В " ... " г. Пронищева Л.Ю. окончила МОУ "Средняя общеобразовательная школа N N ", что подтверждается аттестатом об основном общем образовании N .
Постановлением Администрации Юргамышского района от " ... " N Пронищева Л.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время Пронищева Л.Ю. зарегистрирована и на основании договора социального найма жилого помещения N N , заключенного " ... " с Банщиковой О.Н., проживает в жилом помещении, расположенном по "адрес" , иного жилого помещения на условиях социального найма или в собственности не имеет.
В силу ст. 1 Федерального закона 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец Пронищева Л.Ю. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) с 1 января 2013 г. предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 г., предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 г. в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Курганской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", согласно ст. 6 которого Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, который содержит аналогичные условия предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории лиц.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
При разрешении исковых требований в части удовлетворения иска о возложении обязанности на Администрацию г. Кургана обязанности предоставить Пронищевой Л.А. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст.ст. 1, 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательством Курганской области и исходил из того, что Пронищева Л.Ю. была признана нуждающейся в жилом помещении, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ей предоставлено не было.
Довод апелляционной жалобы в связи с этим об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья Пронищевой Л.Ю. не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации г. Кургана предоставления Пронищевой Л.Ю. жилого помещения судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В связи с этим ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы отдельные государственные полномочия лишь при условии одновременного предоставления материальных ресурсов и финансовых средств на их реализацию.
Законом Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в ред. от 27 ноября 2013 г.) предусмотрено выделение субвенций в 2014 г. органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что субвенций, выделенных Администрации г. Кургана, явно недостаточно для обеспечения истца Пронищевой Л.Ю. жилым помещением.
Согласно ответу Финансового управления Курганской области от " ... " , по состоянию на " ... " Администрации г. Кургана выделены межбюджетные трансферты на исполнение судебных актов о предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем, как пояснил представитель Администрации г. Кургана и не оспорено лицами, участвующими в деле, средства областного бюджета для обеспечения предоставления жилья по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджет г. Кургана не поступали.
Поскольку законодатель субъекта, наделив органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями упомянутой категории лиц, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств, судебная коллегия полагает обоснованным возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Пронищевой Л.Ю. Администрацией г. Кургана жилого помещения.
Судебная коллегия также считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что заявленные требования по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению администрацией муниципального образования жилого помещения Пронищевой Л.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем спор не подведомственен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Таким образом, доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 16 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Тимофеева С.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Шарыпова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.