Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Ушаковой И.Г.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Гончар О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 30 сентября 2014 г. гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Брагина В.А. к Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Далматовского районного суда Курганской области от 21 июля 2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района Курганской области в лице отраслевого (функционального органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области предоставить Брагину В.А. , " ... " года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Далматово Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Брагину В.А. , " ... " года рождения, Администрацией Далматовского района Курганской области в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Половниковой А.А. полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Далматовского района Курганской области обратился в Далматовский районный суд Курганской области в интересах Брагина В.А. с исковыми требованиями к Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование указал, что Брагин В.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. За ним закреплено право проживания в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу Б.А.В. который лишен родительских прав в отношении сыновей Брагина В.А. и Б.Г.А. Жилых помещений в собственности Брагин В.А. не имеет. Постановлением Администрации Далматовского района Курганской области от 10 октября 2013 N , Брагин В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, но до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен.
Ссылаясь на нормы жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, прокурор просил возложить на Администрацию Далматовского района Курганской области в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области обязанность предоставить Брагину В.А. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории города Далматово, Далматовского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв. м.
Просил возложить на Правительство Курганской области обязанность предоставить финансирование Администрации Далматовского района Курганской области для предоставления Брагину В.А. жилого помещения.
Истец Брагин В.А. и прокурор, поддерживающий иск, Попова К.В., в судебном заседании на доводах иска настаивали, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Брагин В.А. пояснил, что его мать признана судом безвестно отсутствующей, а отец лишен родительских прав в отношении истца и его брата Б.Г.А. Ранее, они с братом проживали в приемной семье в "адрес" а сейчас он временно проживает в общежитии в "адрес" так как учится в колледже. Он зарегистрирован в принадлежащем его отцу доме в "адрес" , но этот дом имеет небольшую площадь, там зарегистрированы 6 человек. Он не имеет возможности жить в этом доме, не имеет жилья в собственности.
Представитель ответчиков Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области по доверенности Первухин А.С. согласился с исковыми требованиями, но пояснил, что суммы субвенций, предоставленных Далматовскому району для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2014 г. будет недостаточно для обеспечения жильем Брагина В.А. Выделенные денежные средства будут использованы для исполнения ранее принятых судебных решений по предоставлению жилья лицам данной категории, а в настоящее время свободного жилого помещения для предоставления Брагину В.А., либо денежных средств, для приобретения такого жилого помещения у Администрации Далматовского района не имеется.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Органа опеки и попечительства Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района Курганской области по доверенности Зуйков И.Н., с исковыми требованиями также согласился. Подтвердил, что Брагин В.А. обладает статусом лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей и правом на обеспечение жилым помещением. Данное право истца не реализовано, поскольку он не обеспечен жилым помещением.
Представитель ответчика Правительства Курганской области, представителей третьих лиц без самостоятельных требований по иску Главного Управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, Администрации города Далматово, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании также не участвовали.
Далматовским районным судом Курганской области 21 июля 2014 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным, настаивая на неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, что силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с изменениями в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вступившими в силу с 1 января 2013 г., исключен внеочередной порядок предоставления жилья гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что жилые помещения подлежат предоставлению таким гражданам в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Ответчик полагает, что поскольку оспариваемое решение суда не содержит указания на порядок предоставления жилья, предполагается, что предоставление будет осуществлено во внеочередном порядке. Считает, что этим будут нарушены нормы действующего законодательства, а также права других лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в сформированный список ранее, и у которых также в соответствии с законом возникло право на получение жилого помещения. Также, ответчик считает, что требование прокурора об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения для истца не могло быть предметом рассмотрения в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения и не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Настаивает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации неприменимы к правоотношениям, в которых одной стороной выступает гражданин, поэтому суд не должен был решать вопросы, относящиеся к сфере межбюджетных отношений. Также указывает, что возложенная на ответчика обязанность "по выделению денежных средств на предоставление жилья" не может быть связана с возложенной на Администрацию Далматовского района Курганской области обязанностью "предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения". Полагает, что тем самым суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
Просит решение Далматовского районного суда Курганской области от 21 июля 2014 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Брагин В.А., представители Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Кургаснкой области, Администрации Далматовского района Курганской области, Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, Администрации города Далматово Далматогвского района Курганской области, Финансового Управления по Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Правительства Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, Конституцией Российской Федерации отнесено к важнейшей государственной обязанности (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Первостепенные принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
В ходе рассмотрения дела по существу предъявленных требований судом первой инстанции установлено, что Брагин В.А. родился " ... " . Его родителями являются Брагин А.В. и Брагина С.Н. (свидетельство о рождении, л.д. 90).
Мать истца Брагина С.Н. решением Далматовского районного суда Курганской области от 22 июня 2010 г. признана безвестно отсутствующей (л.д. 13). Отец истца Брагин В.А. решением Далматовского районного суда Курганской области от 25 марта 2008 г. лишен родительских прав в отношении сыновей Брагина В.А. и Б.Г.А. (л.д. 14).
На основании договора от 29 апреля 2008 г. N о передаче детей на воспитание в приемную семью, Брагин В.А. и Б.Г.А. после лишения их отца родительских прав, находились на воспитании в семье С.В.А. проживающей в "адрес" (л.д. 12). При этом, распоряжением Администрации Далматовского района Курганской области от 30 апреля 2008 г. N за Брагиным В.А. и Б.Г.А. было закреплено право проживания в жилом помещении по адресу: "адрес" (л.д. 11). Согласно копии домовой книги, Брагин В.А. и Б.Г.А. . зарегистрированы по указанному адресу с " ... " (л.д. 86).
Дом "адрес" , как следует из справки Далматовского филиала ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация", принадлежит отцу истца Б.А.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 28 марта 2000 г. N (л.д. 17). Из копии домовой книги следует, что в данном доме зарегистрированы М.П.Н. Б.А.В. Б.Н.В. Б.А.А. Б.Г.А. и Брагин В.А., то есть шесть человек (л.д. 73-88). Размер общей площади данного дома, как следует из технического паспорта, составляет 45, 3 кв. м, жилой - 25, 7 кв. м, дом состоит из одной комнаты, кухни и прихожей (л.д. 46-50). Заключением межведомственной комиссии Администрации города Далматово от 1 июля 2014 г., указанный дом признан пригодным для проживания (л.д. 96-100).
Истец Брагин В.А., как следует из выписки из ЕГРП от 22 апреля 2014 г. в собственности жилых помещений не имеет, в приватизации не участвовал (л.д. 16). В отношении жилого помещения приемных родителей по адресу: "адрес" , Брагин В.А. каких-либо имущественных прав также не имеет.
Постановлением Администрации Далматовского района Курганской области от " ... " N 1235, Брагин В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11). В настоящее время он окончил обучение в МКОУ "Кривская средняя общеобразовательная школа", о чем свидетельствует аттестат на листах дела 60-61 и как указано в иске и не оспорено ответчиками по делу, проживает временно в общежитии, так как продолжает обучение в колледже.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая во внимание данную норму закона и изложенные обстоятельства дела суд первой инстанции верно установил принадлежность Брагина В.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. федеральным законодательством предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26 декабря 2012 г.) установлено, что порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, установлен Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" (приложение N 2 к Постановлению).
Согласно пункту 3 указанного Порядка, при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, и федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями при условии достижения ими возраста 18 лет (если нет оснований для обеспечения их жилыми помещениями в иные сроки) и включение их в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Материалами дела подтверждается, что Брагин В.А. является нуждающимся в жилом помещении. Право на получение жилого помещения им не реализовано, в собственности жилого помещения он не имеет, договор социального найма с ним не заключался, он состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
То обстоятельство, что Брагин В.А. имеет право пользования жилым помещением "адрес" , не лишает его статуса нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку согласно решению Далматовской городской Думы от 29 декабря 2005 г. N , установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, и учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в Администрацию города Далматово в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв. м и менее, общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 12).
Исходя из размера общей площади дома "адрес" 45,3 кв. м и количества зарегистрированных там лиц (шесть человек), на каждого из них приходится по 7,5 кв. м общей площади жилого помещения, что значительно меньше установленной нормы.
В силу переданных муниципальному образованию государственных полномочий по опеке и попечительству и пункта 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 83), Администрацией Далматовского района Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Далматово, в который включен Брагин В.А.
Судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что истец отвечает всем условиям для однократного обеспечения его жильем по договору найма специализированного жилого помещения, исковые требования, предъявленные прокурором в его интересах, удовлетворены правомерно.
Пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что жилое помещение предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей безвозмездно и однократно. Такое жилое помещение должно находиться на территории населенного пункта по месту жительства лица, претендующего на его получение, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Как уже было указано выше, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилом фонде г. Далматово установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда предусмотрено пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству". Данным законом, а также Законом Курганской области от 3 декабря 2013 г. N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций органам местного самоуправления в 2014 году для целей обеспечения жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
На основании указанных норм права, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Далматовского района Курганской области обязанность по предоставлению Брагину В.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений расположенное на территории города Далматово Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения на Правительство Курганской области также является правильным.
Согласно статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации и в пределах сумм данных субвенций. Соблюдение данного порядка обязательно во всяком случае.
Согласно Порядку, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденному Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органом, исполняющим переданные Курганской области государственные полномочия по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области. На данный орган, в том числе, возложены обязанности по предоставлению данной категории граждан жилых помещений по договору специализированного найма.
Из изложенного следует, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления. В случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность финансированию расходов по предоставлению жилых помещений в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что объем финансирования, предоставленный Администрации Далматовского района Курганской области субъектом Российской Федерации в целях осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является недостаточным для исполнения данных обязанностей в полном объеме. В связи с этим, суд обоснованно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о неправомерности возложения на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения является ошибочным.
Аргументы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что суд принял решение по вопросу, не отнесенному к подведомственности суда общей юрисдикции, поскольку финансирование мероприятий по предоставлению жилья истцу относится к межбюджетным правоотношениям, не могут быть признаны состоятельными в связи со следующим.
Судом первой инстанции не разрешался вопрос о межбюджетных правоотношениях сторон, поскольку предметом настоящего спора является соблюдение ответчиками установленных законом и гарантированных государством социальных гарантий детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у муниципального образования Администрации Далматовского района Курганской области, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Брагину В.А. не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного обоснования для внеочередного предоставления Брагину В.А. жилого помещения, также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией. Оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения Брагину В.А., так как его право на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае имеют место все указанные условия.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 21 июля 2014 г. года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.