Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Безносовой Е.И., Фоминой А.И.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 2 октября 2014 г. гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Кузьминых М.С. к Правительству Курганской области, Администрации города Шадринска о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Шадринского районного суда Курганской области от 6 августа 2014 г., которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Кузьминых М.С. к Правительству Курганской области, Администрации города Шадринска о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить Кузьминых М.С. , " ... " года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г. Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Кузьминых Михаилу Сергеевичу".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в Шадринский районный суд Курганской области с исковым заявлением в интересах Кузьминых М.С. к Правительству Курганской области, Администрации города Шадринска о предоставлении жилья.
В обоснование иска указал, что в Шадринскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Кузьминых М.С. о нарушении его жилищных прав. В ходе проведенной проверки было установлено, что на основании постановления Администрации г. Шадринска Курганской области от 19 мая 2014 г. N Кузьминых М.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Кузьминых М.С. - К.М.А. лишена в отношении него родительских прав на основании решения Шадринского районного суда Курганской области от 10 февраля 2003 г., отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. После лишения К.М.А. родительских прав ребенок был направлен в детский дом " ... " в г. Кургане, а затем в " ... " . С 2005 года находился под опекой бабушки К.А.М. В 2011 году окончил обучение в МОУ "Верхозинская средняя общеобразовательная школа", после чего продолжил обучение в ГБПОУ "Шадринский политехнический колледж" в г. Шадринске Курганской области. Проживает в общежитии по адресу: "адрес" . В собственности жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
Ссылаясь на нормы жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, прокурор просил возложить на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность предоставить Кузьминых М.С. вне очереди по договору найма специализированных помещений благоустроенное жилое помещение площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, на Правительство Курганской области - обязанность профинансировать предоставление указанного жилого помещения.
Истец Кузьминых М.С. и помощник прокурора, поддерживающий иск, Погадаев С.А., в судебном заседании на доводах иска настаивали, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Кузьминых М.С. пояснил, что жилья в собственности не имеет, в настоящее время проживает в общежитии, которое по окончанию обучения в колледже должен будет освободить.
Представитель ответчика Администрации г. Шадринска Левин Ю.В., действующий на основании доверенности, не оспаривая права Кузьминых М.С. на получение жилья в г. Шадринске указал, что в настоящее время Администрация города не располагает средствами на обеспечение его жилым помещением. Все поступившие средства на осуществление гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, израсходованы. Собственными средствами для приобретения жилья Администрация не располагает. Принимая во внимание изложенное, считал, что Администрация города Шадринска не имеет законных оснований для исполнения обязательств по предоставлению Кузьминых М.С. жилья. Просил учесть отсутствие у истца острой необходимости в улучшении жилищных условий, поскольку в настоящее время он жильем обеспечен. Оставил решение на усмотрение суда.
Представитель ответчика Правительства Курганской области, представители третьих лиц без самостоятельных требований по иску Главного Управления образования Курганской области, Финансового Управления Курганской области, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании не участвовали. Правительством Курганской области, Финансовым Управлением Курганской области в материалы дела представлены письменные отзывы на иск, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Отдела опеки и попечительства отдела образования Администрации города Шадринска - Шаврина Н.Ф., оставила решение на усмотрение суда. Не отрицала право Кузьминых М.С. на получение жилья, однако отметила, что в связи с недостаточным финансированием предоставить жилье даже по решению суда в ближайшее время не представляется возможным.
Шадринским районным судом Курганской области 6 августа 2014 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным, настаивая на неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с изменениями в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с 1 января 2013 г., исключен внеочередной порядок предоставления жилья гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что жилые помещения подлежат предоставлению таким гражданам в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Ответчик полагает, что поскольку оспариваемое решение суда не содержит указания на порядок предоставления жилья, предполагается, что предоставление будет осуществлено во внеочередном порядке. Считает, что этим будут нарушены нормы действующего законодательства, а также права других лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в сформированный список ранее, и у которых также в соответствии с законом возникло право на получение жилого помещения.
Отмечает, что требование прокурора об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения для истца не могло быть предметом рассмотрения в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения и не относится к компетенции суда общей юрисдикции.
Настаивает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации неприменимы к правоотношениям, в которых одной стороной выступает гражданин, поэтому суд не должен был решать вопросы, относящиеся к сфере межбюджетных отношений.
Считает, что возложенная на ответчика обязанность по выделению денежных средств на предоставление жилья не может быть связана с возложенной на Администрацию города Шадринска обязанностью предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Полагает, что тем самым суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
Просит решение Шадринского районного суда Курганской области от 6 августа 2014 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу Шадринский межрайонный прокурор выразил несогласие с изложенными в ней доводами, указав, что приведенные доводы являлись предметом обсуждения при разрешения заявленных требований по существу, просил оставить принятое по делу решение без изменения.
Кузьминых М.С., представители Администрации города Шадринска Курганской области, Отдела опеки и попечительства Администрации Шадринского района Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Правительства Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, Конституцией Российской Федерации отнесено к важнейшей государственной обязанности (статья 40 Конституции Российской Федерации). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Первостепенные принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Материалами де6ла установлено, что Кузьминых М.С. родился " ... " . Его матерью является К.Л.А. , сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (справка о рождении, л.д. 11).
Мать истца К. Л.А. решением Шадринского районного суда Курганской области от 10 февраля 2003 г. лишена родительских прав в отношении ребенка К.М.С. , на его содержание взысканы алименты, ребенок передан органам опеки и попечительства (л.д. 27-28).
Постановлением Администрации Шадринского района Курганской области от 4 февраля 2002 г. N установлено отсутствие возможности закрепления жилья за несовершеннолетним Кузьминых М.С., поскольку мать ребенка жилья не имеет (л.д. 25).
После лишения К.М.А. родительских прав ребенок был направлен в детский дом "адрес" в г. Кургане, а затем в Ольховский детский дом, что подтверждается путевками Главного Управления образования Курганской области от 14 февраля 2002 г. N и от 9 июня 2007 г. N 18, соответственно (л.д. 25).
В 2011 году истец окончил обучение в МОУ " ... " (л.д. 34-36), с " ... " является студентом очного отделения ГБПОУ " ... " (л.д. 24).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 12 декабря 2011 г. N Кузьминых М.С. зарегистрирован им проживает по адресу: "адрес" (комната в общежитии) на срок с 12 декабря 2011 г. по 1 июля 2016 г. (л.д. 13).
Из справок Администрации Верхозинского сельсовета Шадринского района Курганской области от 27 июня 2014 г. N N следует, что Кузьминых М.С. проживает в "адрес" и имеет состав семьи: К.А.М. - опекун (бабушка), которой фактически принадлежит вышеуказанный жилой дом (л.д. 32, 33).
В собственности Кузьминых М.С. жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является (л.д. 18, 37, 38).
Постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области от 19 мая 2014 г. N Кузьминых М.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 29).
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая во внимание данную норму закона и изложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции верно установил принадлежность Кузьминых М.С. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. федеральным законодательством предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26 декабря 2012 г.) установлено, что порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, установлен Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" (приложение N 2 к Постановлению).
Согласно пункту 3 указанного Порядка, при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, и федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями при условии достижения ими возраста 18 лет (если нет оснований для обеспечения их жилыми помещениями в иные сроки) и включение их в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Материалами дела подтверждается, что Кузьминых М.С. является нуждающимся в жилом помещении. Право на получение жилого помещения им не реализовано, в собственности жилого помещения он не имеет, договор социального найма с ним не заключался, он состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В отношении жилого помещения опекуна по адресу: Курганская область, Шадринский район, с. Верхозино, ул. Ленина, 50, Кузьминых М.С. каких-либо имущественных прав также не имеет.
В силу переданных муниципальному образованию государственных полномочий по опеке и попечительству и пункта 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 г. N 83), сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Шадринска, в который включен Кузьминых М.С.
Судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что истец отвечает всем условиям для однократного обеспечения его жильем по договору найма специализированного жилого помещения, исковые требования, предъявленные прокурором в его интересах, удовлетворены правомерно.
Пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что жилое помещение предоставляется гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей безвозмездно и однократно. Такое жилое помещение должно находиться на территории населенного пункта по месту жительства лица, претендующего на его получение, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилом фонде г. Шадринска установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда предусмотрено пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству". Данным законом, а также Законом Курганской области от 3 декабря 2013 г. N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций органам местного самоуправления в 2014 году для целей обеспечения жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
На основании указанных норм права, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию города Шадринска Курганской области обязанность по предоставлению Кузьминых М.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений расположенное на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м.
Вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения на Правительство Курганской области также является правильным.
Согласно статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации и в пределах сумм данных субвенций. Соблюдение данного порядка обязательно во всяком случае.
Согласно Порядку, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденному Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органом, исполняющим переданные Курганской области государственные полномочия по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области. На данный орган, в том числе, возложены обязанности по предоставлению данной категории граждан жилых помещений по договору специализированного найма.
Из изложенного следует, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления. В случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность финансированию расходов по предоставлению жилых помещений в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что объем финансирования, предоставленный Администрации г. Шадринска Курганской области субъектом Российской Федерации в целях осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является недостаточным для исполнения данных обязанностей в полном объеме. В связи с этим, суд обоснованно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о неправомерности возложения на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения является ошибочным.
Аргументы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что суд принял решение по вопросу, не отнесенному к подведомственности суда общей юрисдикции, поскольку финансирование мероприятий по предоставлению жилья истцу относится к межбюджетным правоотношениям, не могут быть признаны состоятельными в связи со следующим.
Судом первой инстанции не разрешался вопрос о межбюджетных правоотношениях сторон, поскольку предметом настоящего спора является соблюдение ответчиками установленных законом и гарантированных государством социальных гарантий детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у муниципального образования Администрации г. Шадринска Курганской области, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Кузьминых М.С. не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного обоснования для внеочередного предоставления Кузьминых М.С. жилого помещения, также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией. Оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения Кузьминых М.С., так как его право на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае имеют место все указанные условия.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 320.1, пунктом 1 абзаца 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 6 августа 2014 г. года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.