Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей: Фоминой А.И., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 октября 2014 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Огаровой И.С. к Правительству Курганской области, Администрации города Шадринска о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 7 августа 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Огаровой И.С. к Правительству Курганской области, Администрации города Шадринска о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить Огаровой И.С. , " ... " года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г. Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно -техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Огаровой И.С. ".
Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В. об обстоятельствах дела и по доводам апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., полагавшей решение суда законным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Огаровой И.С. с иском к Администрации города Шадринска о возложении обязанности предоставить Огаровой И.С. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, расположенное на территории г. Шадринска Шадринского района Курганской области, площадью не менее 15 кв.м.
В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой было установлено, что Огарова И.С. относится к указанной категории лиц, поскольку ее мать Столбова В.А. решением Шадринского городского суда от " ... " лишена родительских прав в отношении дочери. Отец - Столбов С.В. умер " ... " . Согласно постановлению Администрации города Шадринска от " ... " N Огарова (до брака Столбова) И.С. была передана в приемную семью Булыгиной И.В., где проживала до достижения 18-летнего возраста. В июне 2012 года окончила обучение в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10". После окончания школы поступила в ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", однако " ... " была отчислена из института. В настоящее время нигде не обучается. " ... " заключила брак с Огаровым Р.Ю. Проживает с сыном Огаровым М.Р., 2014 года рождения, у своей тети Пестовой Н.А. по адресу: "адрес" Зарегистрирована в комнате 12/6 по адресу: "адрес" , принадлежащей на праве собственности Столбову Д.С. На территории г. Шадринска и Шадринского района за Огаровой И.С. жилое помещение не закреплялось, договор социального найма не заключался. До настоящего времени ей жилье не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Шадринского района Курганской области Терентьев Д.А., истец Огарова И.С. на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Шадринска по доверенности Левин Ю.В. в судебном заседании не оспаривал право Огаровой И.С. на предоставление жилья, однако указывал на отсутствие финансирования из областного бюджета.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования не признавал, ссылаясь на то, что с 01.01.2013 из действующего жилищного законодательства исключено право указанной категории лиц на внеочередное предоставление жилых помещений. Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.
Представитель третьего лица Отдела образования Администрации города Шадринска по доверенности Шаврина Н.Ф. в судебном заседании решение спора оставила на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено вышеизложенное решение, не согласившись с которым Правительством Курганской области подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований к Правительству Курганской области отказать. Указывает, что в соответствии с вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Огаровой И.С. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации города Шадринска Шадринского района Курганской области по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя. Также в тексте апелляционной жалобы содержится просьба о рассмотрении ее доводов судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Правительства Курганской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Половниковой А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Истец Огарова И.С., представители ответчиков Администрации города Шадринска Курганской области, Правительства Курганской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела образования Администрации г. Шадринска Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще.
Представитель Правительства Курганской области в адресованном суду апелляционной инстанции заявлении просил о рассмотрении дела по доводам апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со ст. ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Огарова И.С., " ... " года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать Огаровой И.С. Столбова В.А. решением Шадринского городского суда Курганской области " ... " , вступившим в законную силу " ... " , лишена родительских прав в отношении дочери. Отец - Столбов СВ. умер " ... " .
Постановлением Администрации города Шадринска от " ... " N Огарова (до брака Столбова) И.С. была передана в приемную семью Булыгиной И.В., где проживала до достижения 18-летнего возраста.
Постановлением Администрации города Шадринска от " ... " за Столбовой И.С. и ее братом Столбовым Д.С. была закреплена жилая площадь по адресу: "адрес" . В настоящее время указанная комната, площадью 12,8 кв.м., находится в собственности Столбова Д.С. на основании договора на безвозмездную передачу комнаты в собственность.
В июне 2012 года окончила обучение в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10". После окончания школы поступила в ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", однако " ... " была отчислена из института. В настоящее время нигде не обучается.
" ... " Огаровой И.С заключила брак с Огаровым Р.Ю. Проживает с сыном Огаровым М.Р., 2014 года рождения, у своей тети Пестовой Н.А. по адресу: "адрес" . Супруг истца Огаров Р.Ю. в настоящее время проходит срочную военную службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации.
Огаров Р.Ю. является собственником 1\3 доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес" . В квартире проживает его мать и двое ее детей.
Согласно постановлениям Администрации города Шадринска N от " ... " , N от " ... " Огарова И.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринска.
В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: "адрес" , принадлежащей Столбову Д.С. До настоящего времени Огарова И.С. жильем не обеспечена, своего жилья в собственности она не имеет, по договору социального найма истцу жилье не предоставлялось.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Огаровой И.С. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Огаровой И.С. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Огарова И.С. достигла совершеннолетия, является нуждающейся в жилом помещении, право на получение жилья не реализовала, в собственности жилого помещения не имеет, договор социального найма с ней не заключался, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 83) Администрацией города Шадринска Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Шадринск, в который включена истец Огарова И.С.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Огаровой И.С требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Шадринской городской Думы Курганской области N 790 от 16.10.2008 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилом фонде г. Шадринска не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию города Шадринска обязанность по предоставлению Огаровой И.С по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Администрация города Шадринска недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Доводы жалобы о рассмотрении судом вопроса о межбюджетных отношениях судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку судом первой инстанции данный вопрос не разрешался, а предметом спора является соблюдение ответчиками установленных законом социальных гарантий детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у муниципального образования "город Шадринск", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Огаровой И.С., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Огаровой И.С. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения Огаровой И.С. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает наличие предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 7 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Е.В. Прасол
Судьи: А.И. Фомина
Н.В. Аврамова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.