Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Титовца А.А.,
судей Веретновой О.А., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в пермском районе Пермского края на решение Индустриального районного суда города Перми от 29 мая 2014 года, которым постановлено:
решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края от 02 ноября 2012 года N 40/3 об отказе Алексанкиной С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отменить;
возложить обязанность на государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края включить в специальный трудовой стаж Алексанкиной С.А. период работы в должности заведующей фельдшерским пунктом в д. Воскресенцы с 01 апреля 1985 года по 27 декабря 1996 года (включая отпуск по уходу за ребенком до полутора лет в период с 06 октября 1992 по 28 марта 1993 года) в льготном исчислении как год работы за один год и три месяца; период работы в должности медицинской сестры специализированного гастроэнтерологического отделения санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть - Качка" с 01 октября 2006 по 12 июня 2009 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании п. п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента возникновения права на получение досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ответчика Булычевой И.Л., истца Алексанкиной С.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Алексанкина С.А. обратилась в суд с иском о возложении на ГУ Управление Пенсионного фонда в Пермском районе Пермского края (далее УПФ) обязанности по включению в ее специальный трудовой стаж периодов работы в сельской местности в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в д. Воскресенцы, в том числе период отпуска по уходу за ребенком в период с 06.10.1992 по 28.03.1993, а также период работы в должности медицинской сестры специализированного гастроэнтерологического отделения санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" с 01.10.2006 года по 28.05.2009 в льготном исчислении. Кроме того заявлено требование о назначении пенсии с момента возникновения права на нее.
В обоснование заявленных требований указала, что решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии было принято ответчиком в нарушение норм действующего законодательства, поскольку ЗАО "Курорт "Усть-Качка" в рамках санаторно-курортного обслуживания общего типа оказывает услуги по охране здоровья населения специализированых профилей, а работая заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, истец фактически выполняла обязанности работника, относящегося к квалификационной группе среднего медицинского персонала.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством досрочная трудовая пенсия по старости назначается при условии соответствия занимаемой должности и наименования учреждения Списку, утвержденному Правительством Российской Федерации. Суд, принимая решение о частичном удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что истица выполняла свои должностные обязанности в специализированном гастроэнтерологическом отделении ЗАО "Курорт Усть-Качка", которое занималось долечиванием больных после операций по поводу язвенной болезни желудка, 12-перстной кишки, острого панкреатита, удаления желчного пузыря. Однако в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 22.09.1999 г., а также Списком от 29.10.2002 г., санатории (курорты) для лечения больных с гастроэнтерологическими заболеваниями не предусмотрены.
Более того, суд не принял во внимание, что в силу п. п. 20 п. 1 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях" право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из учредительных документов, имеющихся в материалах дела, следует, что ЗАО "Курорт Усть-Качка" является коммерческой организацией, созданной учредителями в целях получения прибыли от предпринимательской деятельности.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает его подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года засчитываются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
Постановлением Правительства N 1066 предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывается работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком.
В частности, согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства N 1066, к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, относятся санатории (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных;
для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для больных ревматизмом;
- психоневрологические - включены Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 19 февраля 2001 года N 130 (пункт 21 Списка).
Исходя из приведенной правовой нормы, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют только лица, работающие в санаториях (курортах), предназначенных для лечения определенных Списком заболеваний.
Аналогичные учреждения здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, предусмотрены и Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781.
Таким образом, Правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации N 1066 от 22.09.1999 года и N 781 от 29.10.2002 года, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, засчитываются только периоды работы в должностях, указанных в Списках в разделе "Наименование должностей" при условии ее выполнения в учреждениях здравоохранения, названных в разделе "Наименование учреждений" соответствующих Списков.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Разрешая спор в обжалуемой части, суд пришел к выводу о том, что в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации от 03.11.1999 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения", Приказом Минздрава Российской Федерации от 03.06.2003 "О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", санаторий "Кама" являющийся лечебно-профилактическим структурным подразделением ЗАО "Курорт Усть-Качка" является учреждением здравоохранения, поскольку имеет право на осуществление медицинской деятельности в условиях дневного стационара по профилю гастроэнтерология.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Как следует из лицензий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, действующих в спорные периоды работы истца, санаторий "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" осуществляет доврачебную медицинскую деятельность по: диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, управлению сестринской деятельностью, сестринскому делу, физиотерапии; при осуществлении санаторно-курортной помощи по: аллергологии и иммунологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, диетологии, контролю качества медицинской помощи, лечебной физкультуре и спортивной медицине, неврологии, педиатрии, профпатологии, терапии, физиотерапии, эндокринологии и физиотерапии; при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: терапии, гастроэнтерологии, диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше лицензий следует, что санаторий "Кама" ЗАО "Курорт Усть-Качка" не специализируется на лечении заболеваний, указанных в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года и Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
С учетом данных обстоятельств, поскольку работа истицы протекала в санатории, который по профилю не отвечает законодательно установленному профилю, то такая работа не относится к деятельности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Кроме того, судом не было учтено разъяснение, изложенное в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время ЗАО "Курорт Усть-Качка" учреждением не является, в связи с чем не имелось оснований для установления тождества работы истца работе в должностях, которая дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В силу изложенного выше решение суда подлежит отмене в обжалуемой части, в этой части судебная коллегия полагает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены.
В соответствии с положениями статьи 98, пункта 4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с истца в пользу ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Индустриального районного суда города Перми от 29 мая 2014 года отменить в части отмены решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края от 22 ноября 2012 N 40/3, возложения на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края обязанности по включению в специальный трудовой стаж Алексанкиной С.А. периода работы в должности медицинской сестры специализированного гастроэнтерологического отделения санатория "Кама" ЗАО "Курорт Усть - Качка" с 01 октября 2006 по 12 июня 2009 года и назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента возникновения права на получение досрочной трудовой пенсии.
В удовлетворении исковых требований в указанной части Алексанкиной С.А. отказать.
Взыскать с Алексанкиной С.А. в пользу Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пермском районе Пермского края *** рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.