Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Веретновой О.А.
судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е. А.,
при секретаре Новгородцевой А.В.
рассмотрела 22 сентября 2014 года в городе Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 25 июня 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконными действия Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю при исчислении выслуги лет Дьякову Д.М. за периоды с 03.12.1999 года по 01.06.2004 года, ноябрь 2010 года, с 01.03.2011 года по 01.02.2012 года из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.
Обязать Главное Управление федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю произвести расчет выслуги лет Дьякову Д.М. за период с 03.12.1999 года по 01.06.2004 года, ноябрь 2004 года, с 01.03.2011 года по 01.02.2012 года из расчета один месяц службы за два месяца.
Взыскать с Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в пользу Дьякова Д.М. расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей.
Определением Соликамского городского суда Пермского края от 04.07.2014г. исправлена описка в решении суда, в третьем абзаце резолютивной части решения вместо периода ноябрь 2004 года указано ноябрь 2010г.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения истца Дьякова Д.М. и его представителя Шеина Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дьяков Д.М. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ Исправительная колония N 9 ГУФСИН России по Пермскому краю о включении периодов службы в льготном исчислении в стаж для назначении пенсии, указав в обоснование требований, что с 03.12.1999г. по 15.03.2012г. проходил службу в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю в должности *** , приказом N 167-лсот 15.03.2012г. был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья, ему была исчислена выслуга лет. Истец с расчетом выслуги лет не согласен, считает, что отделом кадров ФКУ ИК-9 и отделом пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Пермскому краю не был учтен тот факт, что в периоды с 03.12.1999г. по 01.06.2004г., с 01.10.2010г. по 01.02.2012г. он проходил службу в подразделениях в ФКУ ИК-9, осуществляющих медико-санитарное обслуживание осужденных, больных туберкулезом, что не соответствует положениям п.п. в, г п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. N 941, предусматривающих право истца на исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за два месяца, поскольку при прохождении службы он находился в непосредственном контакте с осужденными, больными туберкулезом, что подтверждается также приказами начальника исправительной колонии. На основании изложенного, просил признать незаконными действия ответчиком в части расчета выслуги лет, обязать ответчиков включить спорные периоды службы в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении один месяц службы за два месяца.
В судебном заседании истец и его представитель на заявленных требованиях настаивали. Представитель ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю иск не признала. Представитель ФКУ ИК-9 исковые требования полагала необоснованными. Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В жалобе приводятся доводы о том, что истец не имеет право на исчисление стажа выслуги лет в льготном исчислении, поскольку ФКУ ИК-9 не является исправительным учреждением, предназначенным для содержания и лечения осужденных инфекционных больных, лечебным исправительным учреждением, туберкулезной больницей. Нарушений прав истца ГУФСИН России по Пермскому краю не было допущено, так как оформление документов для назначении пенсии производилось кадровым подразделением ИК-9, ни истец, ни кадровый аппарат ИК-9 не были представлены документы, что истец был закреплен за изолированным участком. Таким образом, оснований для взыскания оплаты за услуги представителя с ГУФСИН России по Пермскому краю не имелось в виду отсутствия вины. Кроме того, истец был ознакомлен с расчетом выслуги лет 23.04.2012г., а с требованиями обратился только в 2014г. Также исходя из положений Постановления Правительства РФ от 22.09.2003г. N 941 в выслугу лет на льготных условиях засчитывается работа только с 12 марта 2001 года.
В судебное заседание представитель ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю, представитель ФКУ ИК-9 не явились, заявлений об отложении рассмотрения дела в судебную коллегию не поступало.
Истец и его представитель Шеин Т.В., против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" его действие распространяется, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 18 названного закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за два месяца в исправительно-трудовых учреждениях, в исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г., а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12 марта 2001 г. по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции РФ от 06.06.2002 года N 152 был утвержден Перечень должностей в уголовно - исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации, служба в которых в соответствии с абзацем двенадцатым подпункта "в" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года N 941 засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (один месяц службы за два месяца), пунктом 1 которого предусмотрены сотрудники исправительных учреждений, закрепленные за медицинскими противотуберкулезными организациями уголовно - исполнительной системы, а также за локальными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом приказом начальника органа или учреждения УИС Минюста России.
Письмом Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ от 23.10.2002 года N 18/7/5-324 был разъяснен порядок применения Приказа Минюста РФ от 06.06.2002 года N 152, согласно которому сотрудникам исправительных учреждений (пункт 1 приложения N 2 к Приказу) исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществляется на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) на основании приказа начальника учреждения или органа уголовно - исполнительной системы о закреплении за противотуберкулезными организациями, а также за локальными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, которые также установлены приказом соответствующего начальника учреждения и органа уголовно - исполнительной системы.
С изданием приказа Минюста России от 01.12.2005 года N 233 вышеназванный перечень утратил силу и был утвержден Перечень должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (Приложение N 2), пунктом 1 которого предусмотрены сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, закрепленные приказом органа или учреждения УИС Минюста России, ФСИН России за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующих с больными активной формой туберкулеза.
Как следует из материалов дела, истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы ФКУ ИК-9 с 03.12.1999г. по 20.10.2000г. - /должность/ учреждения ИК-9; с 20.10.2000г. - /должность/ отдела по воспитательной работе с осужденными учреждения ИК-9, уволен со службы 15.03.2012г.
Судом установлено, что выслуга истца согласно приказа ГУФСИН России по Пермскому краю от 15.03.2012г. составила в календарном исчислении 22 года 3 месяца 23 дня, в льготном исчислении 29 лет 1 месяц 14 дней, спорные периоды включены в выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.
Материалами дела подтверждено, что истец в период несения службы с 03.12.1999г. по 01.06.2004г., в ноябре 2010г., с 01.03.2011г. по 01.02.2012г. приказами начальника исправительного учреждения был закреплен за изолированными участками, предназначенными для содержания осужденных больных туберкулезом, находящимися на территории исправительной колонии, в соответствии с приказами начальника исправительного учреждения в указанный период ему производились соответствующие доплаты.
При указанных обстоятельствах, установив, что Дьяков Д.М. в спорные периоды в соответствии со своими должностными обязанностями непосредственно контактировал с осужденными больными активной формой туберкулеза, содержащимися в локальном изолированном противотуберкулезном участке исправительного учреждения, суд правильно удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы апелляционной жалобы ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что со стороны ГУФСИН России по Пермскому краю нарушений прав истца не допущено и вины ГУФСИН России по Пермскому краю в нарушении прав истца не имеется, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с Положением о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденному Приказом ФСИН РФ от 11.03.2005г. N 73, Главное управление обеспечивает реализацию положений законодательства Российской Федерации о пенсионном обеспечении, медицинском и санаторно-курортном обслуживании сотрудников (работников) Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений, а также пенсионеров УИС.
С учетом изложенного, установив нарушение прав истца при исчислении выслуги лет, суд обоснованно удовлетворил требования к ГУФСИН России по Пермскому краю и на основании ст. 100 ГПК РФ взыскал с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере *** руб. с учетом требований разумности и справедливости.
Ссылки в жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю на то обстоятельство, что истец был ознакомлен с расчетом выслуги лет 23.04.2012г., а с требованиями обратился только в 2014г. состоятельными не являются, поскольку требования истца вытекают из нарушения его пенсионных прав, следовательно, к возникшим правоотношениям применяется общий срок исковой давности, составляющий три года, который истцом не пропущен.
Вместе с тем, судебная коллегия находит неправильными выводы суда о необходимости зачета периода службы истца с 03.12.1999г. по 11.03.2001г. в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два месяца, в виду того, что в соответствии с п.п. в п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за два месяца - в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12 марта 2001 г. по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.
Таким образом, оснований для исчисления льготного стажа за период с 03.12.1999г. по 11.03.2001г. не имеется в виду прямого указания в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 на дату, с которой начинается исчисление льготного стажа в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что указанный период работы Дьякова Д.М. с 03.12.1999г. по 11.03.2001г. не подлежит зачету в стуж работы в льготном исчислении, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 25 июня 2014 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконными действия Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю при исчислении выслуги лет Дьякову Д.М. за периоды с 12.03.2001г. по 01.06.2004 года, ноябрь 2010 года, с 01.03.2011 года по 01.02.2012 года из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.
Обязать Главное Управление федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю произвести расчет выслуги лет Дьякову Д.М. за период с 12.03.2001г. по 01.06.2004 года, ноябрь 2010 года, с 01.03.2011 года по 01.02.2012 года из расчета один месяц службы за два месяца.
Взыскать с Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в пользу Дьякова Д.М. расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей."
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по Пермскому краю об отмене решения суда - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.