Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 26 июня 2014 года, которым постановлено :
Заявление Маматова Р.Н. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края от 12 мая 2014 года N257 "Об отмене разрешения на строительство магазина".
Взыскать с администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края в пользу Маматова Р.Н. расходы на госпошлину в размере 200 (двести) рублей.
В удовлетворении требований о взыскании расходов на услуги представителя отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., представителя администрации Бардымского сельского поселения- Юлушевой И.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маматов Р.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района N 257 от 12 мая 2014 года "Об отмене разрешения на строительство магазина", которым отменено разрешение на строительство N52 от 12 июля 2007 года, выданное Маматову Р.Н. на строительство магазина на земельном участке, расположенном по адресу : **** . В обоснование требований указывает, что 12 июля 2007 года администрацией Бардымского сельского поселения ему было выдано разрешение N52 на строительство магазина на земельном участке, расположенном по адресу : **** на основании договора аренды N9 от 09.02.2005 года. 4 сентября 2007 года ему выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства здания магазина по адресу : **** . 12 октября 2007 года администрацией Бардымского муниципального района с ним заключен договор купли-продажи земельного участка по указанному адресу. Постановление администрации Бардымского сельского поселения N257 от 12 мая 2014 года "Об отмене разрешения на строительство магазина " было принято на основании представления прокурора Бардымского района от 25.04.2014 года N2-28-2014/461р, в котором указывается, что разрешение на строительство магазина выдано незаконно, в нарушение норм земельного и градостроительного законодательства, которое сводится к нарушению Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года N160. Согласно п.2 указанного Постановления, Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления. Учитывая, что разрешение на строительство и свидетельство о государственной регистрации права собственности были выданы в 2007 году, до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года N160, указанные Правила при строительстве здания магазина, размещенного по адресу : **** , не распространяются. В связи с этим, Маматов Р.Н. просит постановление администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района N257 от 12 мая 2014 года "Об отмене разрешения на строительство магазина " признать незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация Бардымского сельского поселения указывая, что земельный участок на котором осуществляется строительство находится в охранной зоне ЛЭП, в связи с чем оно должно производиться с учетом ограничений, предусмотренных законом. Согласно п.4, 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вольт, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года N 255 охранные зоны до 20 кВ устанавливаются 10 метров вдоль линии по обе стороны. Без получения письменного согласия владельца ВЛ, осуществление строительства в данной зоне не допускается. Такое письменное согласие в администрацию представлено не было, в связи с чем выданное разрешение на строительство является незаконным.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом первой инстанции установлено, что 9 февраля 2005 года между МО " Бардымский район " и Маматовым Р.Н. был заключен договор N9 аренды земельного участка площадью 76,96 кв.м. для размещения магазина по адресу : **** . (л.д.8-11). Земельный участок был передан Маматову Р.Н. по акту приема-передачи, (л.д. 13), предоставлен план границ земельного участка (л.д. 14).
Администрацией Бардымского сельского поселения 12 июля 2007 года Маматову Р.Н. выдано разрешение N52 на строительство магазина на земельном участке, расположенном по адресу : **** . (л.д.15).
Маматов Р.Н. является собственником объекта незавершенного строительства здания магазина и земельного участка, расположенных по адресу : **** , право собственности зарегистрировано в ЕГРП 04.09.2007 года и 13.11.2007 года, выданы свидетельства о государственной регистрации права. (л.д.22-23).
Прокурором Бардымского района 25 апреля 2014 года администрации Бардымского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, потребовано отменить разрешение на строительство магазина N ** от 12.07.2007 года, (л.д.24-26).
Постановлением администрации Бардымского сельского поселения N257 от 12 мая 2014 года "Об отмене разрешения на строительство магазина " было отменено разрешение на строительство N52 от 12 июля 2007 года, выданное Маматову Р.Н. на строительство магазина на земельном участке, расположенном по адресу : **** на основании представления прокурора Бардымского района от 25.04.2014 года N2-28-2014/461р в целях приведения нормативно-правовых актов администрации поселения в соответствие с действующим законодательством, (л.д.6).
Признавая незаконным постановление администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края от 12 мая 2014 года N 257 "Об отмене разрешения на строительство магазина" суд руководствовался положениями ст. 51 Градостроительного кодекса, ст.ст. 246, 255 ГПК Российской Федерации, а также Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. N 160. Установив, что земельный участок, на котором осуществляется строительство каких-либо обременении не имеет, в ГКН сведения об установлении границ охранных зон не внесены, в оспариваемом распоряжении не указаны основания для отмены разрешения на строительство, а также с учетом того, что Правила от 24.02. 2009 года, на которые ссылается прокурор, введены в действие после выдачи Маматову Р.Н. разрешения на строительство магазина, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены разрешения на строительство у органа местного самоуправления не имелось, в связи с чем удовлетворил требования Маматова Р.Н..
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что земельный участок, принадлежащий Маматову Р.Н. расположен по адресу : **** , имеет площадь 76, 96 кв.м., разрешенное использование под размещение магазина.По данным администрации МО " Бардымское сельское поселение " на земельном участке между домами N ** и ** по ул. **** проходят воздушные линии с напряжением 10 кВ и 0,4 кВ и подземный газопровод. Незавершенный строительством магазин полностью расположен в охранной зоне ВЛ ЮкВ, которые питают ТП Б-717,2 * 400 кВА, принадлежащую МО " Бардымское сельское поселение".
Согласно п. 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255, действовавших на момент выдачи разрешение на строительство предусматривалось, что в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий ( организаций ), в ведении которых находятся эти сети запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений. Аналогичные положения содержатся в пункте 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года.
Согласно ст. 89 Земельного кодекса РФ ( в ред. от 19.06.2007 т.е. действовавшей на период выдачи разрешения на строительство ) для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
В силу положений ст. 51 ч.13 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Данные положения закона судом первой инстанции в должной мере во внимание не приняты. В соответствии с действовавшими Правилами от 26.03.1984 г. N 255 строительство в зоне ЛЭП допускалось только при условии письменного согласия предприятия, в ведении которого находятся электрические сети и которое, в рассматриваемом случае получено не было, в связи с чем орган местного самоуправления не вправе был выдавать соответствующее разрешение на строительство магазина в зоне ЛЭП. Суд первой инстанции не учел, что согласно акту осмотра земельного участка от 22 апреля 2014 года расстояние от крайних проводов В Л 10 кВ до наружной стены фундамента составляет всего 1,9 м.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими ( издавшими ) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Учитывая, что разрешение на строительство выдано с нарушением требований закона, а именно Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 и противоречат также действующим в настоящее время Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года, содержащим аналогичные требования о наличии письменного согласия правообладателя ВЛ на осуществление строительства в данной охранной зоне, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе был отменить выданное им разрешение на строительство.
Позицию суда первой инстанции относительно того, что в ГКН отсутствуют сведения об установлении охранных зон, а также недоказанности существования охранной зоны ЛЭП на период выдачи разрешения на строительство, следует признать неосновательной
В соответствии с действовавшим правовым регулированием на момент выдачи разрешения на строительство, охранные зоны электрических сетей устанавливались вдоль воздушных линий и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, состоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии - для линий напряжением до 20 киловольт-10 метров. ( пункт 4 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт) от 26.03.1984г. ) При этом закон не устанавливал требований об установлении границ охранных зон в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства и не возлагал обязанности по внесению данных сведений в документы государственного кадастрового учета. Таким образом, поскольку охранная зона устанавливалась в силу закона на расстоянии, в данном случае 10 метров с каждой стороны вдоль воздушных линий, Маматов Р.Н. должен был представить в органы местного самоуправления для получения разрешения на строительства согласие предприятия, в ведении которого находятся данные сети. В отсутствие такого письменного согласия строительство на данном земельном участке осуществлено быть не может.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии охранной зоны на момент выдачи разрешения на строительство доказательствами по делу не подтверждены.
Ссылка заявителя на согласие ОАО " Пермэнерго " для выполнения земляных работ, не может быть принята во внимание, поскольку ОАО " Пермэнерго " правообладателем данных воздушных линий 10 кВ не является. Кроме того, согласие на выполнение земляных работ не освобождало заявителя от получения согласия и на осуществление строительства на земельном участке.
Оценивая законность постановленного решения следует также учесть, что в рассматриваемом случае органом местного самоуправления выдано разрешение на строительство магазина, т.е. социального значимого объекта, расположенного в непосредственной близости от воздушных линий напряжением свыше 1000 Вольт в отсутствие согласия их правообладателя, имеющего цель подтвердить возможность и безопасность осуществления строительства объекта, находящегося в охранной зоне.
То обстоятельство, что судом не установлен правообладатель данных воздушных линий, не означает, что он отсутствует и не освобождает заявителя от выполнения требований закона, возлагающих обязанность по получению соответствующего письменного согласия на осуществление строительства. Необходимо также учесть, что такое согласие не было представлено заявителем суду и при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене. В удовлетворении требований Маматову Р.Н. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бардымского районного суда Пермского края от 26 июня 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Маматову Р.Н. о признании постановления администрации Бардымского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края от 12 мая 2014 года, взыскании судебных расходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.