Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Варовой Л.Н.,
судей Владыкиной О.В., Кириенко Е.В.,
при секретаре Цыганковой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 6 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 31 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Якимовой Н.М. к Министерству социального развития Пермского края о признании решения незаконным, возложении обязанности -удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Пермского края в предоставлении Якимовой Н.М. субсидии (единовременной выплаты) на приобретение (строительство) жилья как вдове ветерана Великой Отечественной войны.
Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность предоставить Якимовой Н.М. субсидию (единовременную выплату) на приобретение (строительство) жилья".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения представителя истца по доверенности Заикина И.Г., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якимова Н.М. обратилась с иском к Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения вдове участника Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения истцу, которая является вдовой участника ВОВ - Я., умершего 16.04.1987 г ... Причиной отказа послужило то, что Якимова Н.М. является вдовой участника ВОВ, принимавшего участие в боевых действиях в войне с Японией. Согласно справке, выданной ВКПК по г. Кудымкар, Кудымкарскому, Юрлинскому и Юсьвенскому районах, Я. является участником ВОВ, военную службу проходил в действующей армии в составе 273-го пушечного артиллерийского полка в период с 08.08.1945 г. по 03.09.1945 г., о чем выдано удостоверение. Согласно справке МТУ N5 Министерства социального развития Пермского края, истец является вдовой участника ВОВ, о чем также выдано удостоверение. Постановлением администрации Купросского городского поселения от 13.11.2013 г. N172 Якимова Н.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Купросского муниципального района от 26.06.2013 г. N 83 вдова поставлена на учет в льготной категории.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласно Министерство социального развития Пермского края, в апелляционной жалобе просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что истец встала на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в 2013 г., в связи с чем подлежит обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством. Право на меры социальной поддержки в форме субсидии у истца не возникло. Указ президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. носит персонифицированный характер и не распространяется на категорию лиц, к которой принадлежит истец. Не согласны с возложением обязанности на Министерство предоставить истцу социальную поддержку в форме субсидии на приобретение жилого помещения, как вдове участника ВОВ. В соответствии с п. 3. 1 закона Пермской области от 14.11.2005 г. N 2621-580 государственные полномочия по выдаче областных жилищных сертификатов, предоставление субсидий на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан переданы органам местного самоуправления. Удовлетворяя требования в части предоставления истцу субсидии на приобретение жилого помещения, суд фактически обязал ответчика предоставить данную субсидию во внеочередном порядке, что противоречит законодательству.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Якимова Н.М. (истец) является вдовой участника Отечественной войны Я., который проходил военную службу в действующей армии в составе 273-го пушечного артиллерийского полка с 08.08.1945 г. по 03.09.1945 г. (л.д.20).
Постановлением администрации Купросского городского поселения от 13.11.2013 г. N172 Якимова Н.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.15).
Постановлением администрации Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района от 26.06.2013 г. N 83 Якимова Н.М. поставлена на учет граждан льготной категории, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих право на приобретение (строительство) жилых помещений (л.д. 16).
Администрацией Купросского сельского поселения Юсьвинского муниципального района в Министерство социального развития Пермского края направлено учетное дело истца для разрешения вопроса о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения (л.д.5. 6).
Министерство социального развития Пермского края письмом N СЭД-33-05-53-488 от 06.12.2013 г. сообщило о невозможности включить истца в проект распоряжения Правительства Пермского края, так как обеспечение жильем вдов ветерана войны с Японией за счет федерального бюджета не производится.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из незаконности отказа Министерства социального развития Пермского края в предоставлении истцу субсидии на улучшение жилищных условий и наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Президент Российской Федерации постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из буквального содержания указанного выше Указа Президента Российской Федерации следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по Федеральному закону "О ветеранах".
Позиция ответчика к тому, что в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" отсутствуют положения о распространении мер социальной поддержки, установленных для членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, на членов семей умерших ветеранов боевых действий, к каковым они относят Я. -супруга истца, поскольку он принимал участие не в Великой Отечественной войне, а в войне с Японией.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону "О ветеранах", на лиц, принимавших участие в войнах, боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделе I и II, в том числе -в войне с Японией в период с 09 августа по 03 сентября 1945 года, распространяется действие статей 2 (ветераны Великой Отечественной войны) и 4 (инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий) Федерального закона "О ветеранах".
В силу норм статьи 28 Закона N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, в том числе - участников войны с Японией, каковым и являлся супруг истца, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что право истца производно от права супруга Я., умершего 17.04.1987 г., который при жизни имел статус ветерана - участника Великой Отечественной войны.
Супруг истца, как ветеран Великой Отечественной войны, подпадающий под категорию лиц, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 2 Закона "О ветеранах", имел бы предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 этого же Закона право на обеспечение жильем независимо от того, стоял он на жилищном учете до 01.01.2005 г. или нет, а потому и истец, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 указанного Закона, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на жилищный учет.
В связи этим выводы суда первой инстанции о том, что на истца распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", являются верными.
Истец является вдовой ветерана - участника Великой Отечественной войны, имеет пенсионное удостоверение, которым обозначено ее право на получение льгот установленных для вдовы участника Великой Отечественной войны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут быть учтены судебной коллегией и являться основанием к отмене принятого решения, поскольку организация работы по предоставлению мер социальной поддержки в части формирования сводных списков граждан, подготовки проектов распоряжений Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с Законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется именно Министерством социального развития Пермского края.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, основанным на правильно истолкованных и примененных нормах материального права, в связи с чем не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь, ст. 199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 31.03.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.