Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю. , Дьякова А.Н.
при секретаре Макаровой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2014 г.
дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 декабря 2013 г., которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области включить Добрынину А. А.ьевну в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Добрыниной А. А.ьевне , " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п".
Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Добрынина А.А. обратилась с иском к Администрации г. Омска, Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса, указывая, что ее родители - " ... " были лишены родительских прав.
Постановлением Администрации " ... " г. Омска над ней была установлена опека, опекунами назначены " ... " .
С " ... " она была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании постановления N 314-п, ей была выдана карточка очередника.
Вместе с тем, она предполагала и представляла документы для того, чтобы встать на учет по льготной категории - как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
После окончания института она живет в квартире своей бабушки " ... " которая за ней закреплена незаконно.
При обращении в Министерство образования Омской области ей стало известно о том, что она не состоит в списке на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что действиями ответчиков созданы препятствия к осуществлению ее права на получение жилого помещения вне очереди из специализированного фонда.
Просила признать незаконными действия Администрации г. Омска при принятии Добрыниной А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на общих основаниях, имеющей льготу на обеспечение жилым помещением вне очереди как ребенок, оставшийся без попечения родителей; включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношения Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда вне очереди исходя из норм предоставления жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в размере 33 кв.м.
Дело рассмотрено в отсутствие Добрыниной А.А.
Ее представитель заявленные требования уточнила - не поддержала требования о признании незаконным действий Администрации г. Омска при принятии Добрыниной А.А. на учет в качестве нуждающиейся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма. Просила включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать ответчиков предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда вне очереди. Также суду пояснила, что истец встала в Администрации г. Омска на учет в ранее предусмотренном порядке своевременно и считала, что стоит в очереди как ребенок-сирота. Администрация города по непонятным причинам включила истца в общий список очередников, а не в льготный. Истец проходила лечение в стационаре туберкулезного диспансера с января по апрель 2010 г., что является уважительным обстоятельством пропуска срока.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области представила письменный отзыв, согласно которому жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Добрынина А.А. в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не состояла на момент формирования заявки, определяющей количество жилых помещений, планируемых к приобретению для данной категории. Не доказан факт нарушения прав истца Министерством. Считают, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом.
В отзыве на апелляционную жалобу Добрынина А.А. не соглашается с доводами Министерства, считая их необоснованными. Указывает на нарушение своих жилищных прав.
Лица, участвующие в деле, 04.02.2014 г. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 35-41).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Добрыниной А.А. - Мелютовой Н.П. , возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, родителями Добрыниной А.А. ., " ... " года рождения, являются " ... " и " ... "
" ... " решениями " ... " районного суда г. Омска от " ... " и " ... " районного суда г. Омска от " ... " года, соответственно, были лишены родительских прав в отношении дочери Добрыниной А.А.
Постановлением Администрации " ... " г. Омска над Добрыниной А.А. была установлена опека, опекунами назначены " ... "
Согласно ответу Администрации г. Омска от " ... " Добрынина А.А. была принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с " ... " на основании постановления N314-п, ей была выдана карточка очередника.
В списках детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории Омской области истец не состоит.
По сведениям ГП Омской области " " ... " " и Управления " ... " по Омской области Добрынина А.А. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
В настоящее время она проживает в квартире с " ... " и бабушкой " ... " по адресу: г. Омск, " ... " , общей площадью " ... " кв.м.
Поскольку Добрыниной А.А. были приняты меры для постановки на учет в качестве лица, подлежащего обеспечению жилым помещением, в Администрацию г. Омска ею были предоставлены сведения о том, что над ней установлена опека, вывод суда о наличии оснований для включения истца в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, является правильным.
Удовлетворяя исковые требования Добрыниной А.А. , суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет осталась без попечения единственного родителя, постановлением Администрации г. Омска от 03.05.2007 года N 314-п была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, и до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ РФ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ РФ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с действовавшей до 01.01.2013 года редакцией ч. 1 ст.8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В настоящее время отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п (далее - Порядок N 284-п).
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Добрыниной А.А. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
Довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку на учете нуждающихся в получении жилого помещения истец состоит с 2007 года, зарегистрирована в квартире своей бабушки, на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела истцу жилое помещение предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году уже сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства. Поскольку истец на момент составления заявки в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не была включена, обязанность по предоставлению ей жилого помещения может возникнуть только в следующем году после формирования новой заявки.
Вместе с тем Порядком N 284-п к компетенции Министерства образования Омской области отнесено также и предоставление на запрос Министерства имущества Омской области сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения. Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества (п.9, 10).
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью истца в соответствии с Порядком N 284-п. Выводов о праве Добрыниной А.А. на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 п. 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.