Президиум Омского областного суда в составе
председательствующего Яркового В.А.,
членов президиума Лохичева В.М., Светенко Е.С., Гаркуши Н.Н.,
Масленкиной С.Ю., Мотрохова А.Б.,
с участием прокурора Чернышева И.И.,
при секретаре Шихалевой С.В., рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Шахабидинова И.А. на приговор Ленинского районного суда г. Омска от 07.08.2009 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 01.10.2009 года,
УСТАНОВИЛ:
Приговором Ленинского районного суда г. Омска от 07.08.2009 года
Шахабидинов И.А.,
осужден
по ч. 2 ст. 188 УК РФ к 4 годам лишения свободы без штрафа,
по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы со штрафом в размере 200 000 рублей,
в соответствии с ч. 3 ст. 69 УКРФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний к окончательному наказанию в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы со штрафом в 200 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Этим же приговором осуждены Т* С.А. и Ф* М.П., дело в отношении которых не рассматривается.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 01.10.2009 года приговор изменен. Определено исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на количество и вид наркотических средств, что было учтено при назначении наказания.
Постановленным решением, кроме того, определено считать Шахабидинова И.А. осужденным по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы со штрафом в 200 000 рублей с применением требований ст. 64 УК РФ.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Срок наказания Шахабидинову И.А. по приговору был исчислен с 29.10.2008 года.
В порядке ст.397 УПК РФ постановлением судьи Ленинского районного суда г.Омска от 07.04.2010 года в приговор внесены изменения. Постановлено срок наказания Шахабидинову И.А. исчислять с 30.10.2008 года т.4 л.д.226)
Шахабидинов И.А. признан виновным и осужден
-за совершение контрабанды наркотического средства в виде героина массой 5 976, 92 г посредством сокрытия от таможенного контроля,
-за совершение приготовления к незаконному сбыту наркотических средств в виде героина массой 5 976, 92 г в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Шахабидинов И.А. вину признал частично.
В надзорной жалобе осужденный Шахабидинов И.А. не оспаривает фактических обстоятельств дела и квалификации его действий.
Выражает несогласие с судебными решениями, оспаривая обоснованность назначения дополнительного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Отмечает, что санкция статьи, предусматривающая возможность назначения дополнительного наказания, носит альтернативный характер.
Указывает о том, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения ему дополнительного вида наказания, не приведены судом в приговоре, размер штрафа не мотивирован, а его материальное положение судом не выяснялось.
Одновременно оспаривает судебные решения, считая назначенное ему наказание в виде лишения свободы чрезмерно суровым и подлежащим снижению с учетом обстоятельств, смягчающих его наказание.
Отмечает, что судом кассационной инстанции из приговора было исключено указание на количество и вид наркотических средств, что было учтено при определении наказания судом 1 инстанции.
Просит судебные решения изменить, исключив указание о назначении наказания в виде штрафа, а наказание снизить.
Заслушав доклад судьи Винклер Т.И., выслушав заключение прокурора Чернышева И.И., полагавшего об изменении судебных решений, исследовав материалы уголовного дела, президиум находит приговор и определение судебной коллегии подлежащими изменению в связи с неправильным применением уголовного закона.
Выводы суда 1 инстанции о виновности Шахабидинова И.А. в совершении контрабанды наркотических средств в виде героина массой 5 976, 92 г в особо крупном размере с сокрытием от таможенного контроля, а также в совершении приготовления к незаконному сбыту наркотических средств указанной массы группой лиц по предварительному сговору, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности доказательств, полно и подробно приведенных в приговоре суда.
Доказанность вины Шахабидинова И.А. в части осуждения за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, сомнений не вызывает и осужденным не оспаривается. В части предъявленного обвинения в совершении контрабанды наркотических средств осужденный вину не отрицал и давал последовательные показания о том, что за денежное вознаграждение переместил наркотические средства через таможенную границу с республикой Казахстан на территорию Российской Федерации.
Между тем, обоснованность осуждения Шахабидинова И.А. за покушение на сбыт наркотических средств в особо крупном размере ничем объективно под сомнение не поставлена.
Как видно из содержания постановленного приговора и материалов уголовного дела, Шахабидинов приобретенные в республике Кыргызстан наркотические средства крупной партией весом около 6 кг перевез контрабандным путем через таможенную границу Российской Федерации с республикой Казахстан в целях последующего сбыта, являясь непосредственным исполнителем объективной стороны преступления, предусмотренного ч.1 ст.30, п. "г" ч.3 ст.228-1 УК РФ, наряду с иными лицами, осужденным за совершение аналогичного преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Суждения суда о виновности Шахабидинова в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере представляются справедливыми, исходя из характера совместных, согласованных и целенаправленных действий всех участников преступления, а также массы изъятого героина.
Позиция осужденного, изложенная суду, согласно которой причастность к сбыту героина он отрицал, являлась предметом должного изучения суда первой и кассационной инстанции и обоснованно признана несостоятельной со ссылкой на совокупность доказательств, свидетельствующих о совершении Шахабидиновым незаконных действий, непосредственно направленных на создание условий для последующего незаконного сбыта героина, что было пресечено сотрудниками правоохранительных органов на стадии приготовления.
Версия осужденного со ссылкой на выполнение договоренности с собственником наркотического средства по имени Муролим, ограниченной условиями перевозки героина за денежное вознаграждение в размере 2 000 долларов, представляется не убедительной и опровергнута содержанием приведенных в приговоре доказательств.
Так, в подтверждение обстоятельств причастности к инкриминируемому преступлению приведены показания сотрудника УФСБ РФ по Омской области Олейникова В.В., подтвердившего обстоятельства, при которых в распоряжении оперативного отдела поступала в отношении Шахабидинова и иных лиц оперативная информация, свидетельствующая о намерениях перевозки крупной партии героина осужденным, а также о совершении аналогичных преступных действий ранее, что явилось основанием для проведения мероприятий оперативно-розыскного характера в отношении осужденного, а обоснованность этих мероприятий подтверждена результатами задержания Шахабидинова.
Кроме того, из показаний Шахабидинова И.А. на следствии, из показаний осужденного Т*а С.А. видно, что они показывали об обстоятельствах совместного сбыта героина и выполнении действий, непосредственно направленных на приготовление героина к сбыту, что не вступает в противоречие с показаниями сотрудников УФСБ РФ по Омской области Олейникова В.В., Федорова Ю.В., а также Малышева С.С., Чайкина Р.С., Мухтарова, Шеховцева, Федорова Ю.В., участвовавших в изобличении лиц, причастных к рассматриваемому преступлению.
Юридическая оценка действиям Шахабидинова И.А., как совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ, ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, дана судом верно. Оснований для квалификации действий осужденного Шахабидинова по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ (в редакции ФЗ N 420 от 07.12.2011 года), не имеется, поскольку названный закон ухудшает положение осужденного.
Судом не оставлены без внимания наличие у Шахабидинова малолетних детей, активное способствование раскрытию преступления и изобличение других соучастников преступления, частичное признание им вины, раскаяние, состояние здоровья родственников, социальная обустроенность, совершение преступления впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих его наказание.
Наказание Шахабидинову по ч. 2 ст. 188 УК РФ, а также основное наказание в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ назначено с учетом требований ст.ст. 6, 60 УК РФ и чрезмерно суровым не представляется.
Вопреки доводам жалобы, редакционные изменения, внесенные судом кассационной инстанции, не влекут безусловного снижения назначенного наказания, которое по своему размеру является справедливым. В то же время, поскольку наказание осужденному было определено фактически ниже возможного предела, предусмотренного правилами ст.ст.62, 66 УК РФ, уточнение приговора судом кассационной инстанции со ссылкой на применение положений ст.64 УК РФ, требованиям закона не противоречит.
Оснований для применения положений ч.6 ст.15 УК РФ (в редакции ФЗ N 420 от 7 декабря 2011 года) об изменении категории преступлений президиум не находит.
Между тем, при назначении наказания суд оставил без должного внимания обстоятельства, при которых санкция ч. 3 ст. 228.1 УК РФ предусматривает альтернативное применение штрафа в качестве дополнительного вида наказания. В этой связи при решении вопросов о назначении дополнительного наказания суд обязан в приговоре указать основания для его применения и соответствующие мотивы.
При назначении Шахабидинову дополнительного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, а также по совокупности преступлений, суд не изложил суждения о необходимости его назначения, в связи с чем, оно подлежит исключению из приговора.
В то же время, судебные решения подлежат изменению в части исчисления начала срока отбывания наказания Шахабидинову, поскольку приговором суда срок наказания Шахабидинову И.А. исчислен с 29.10.2008 года, а в порядке исполнения приговора постановлением судьи Ленинского районного суда г.Омска от 07.04.2010 года срок наказания Шахабидинову И.А. исчислен с 30.10.2008 года.
Поскольку в соответствии с положениями п.10 ст. 397 УПК РФ суды в стадии исполнения приговора в порядке, предусмотренном ст.397 УПК РФ, разрешают вопросы, по сути связанные с вопросами назначения наказания и исчисления сроков его отбывания, ухудшение положения Шахабидинова, осужденного вступившим в законную силу приговором, посредством исчисления срока наказания с иной даты, а именно, с 30.10.2008 года, является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408, 409 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу Шахабидинова И.А. удовлетворить частично.
Приговор Ленинского районного суда г. Омска от 07 августа 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 01.10.2009 года (с учетом изменений, внесенных постановлением судьи Ленинского районного суда г.Омска от 07.04.2010 года), изменить.
Исключить из судебных решений указание о назначении Шахабидинову И.А. по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, а также по совокупности преступлений, дополнительного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Считать Шихибидинова И.А. осужденным по ч. 2 ст. 188 УК РФ к 4 годам лишения свободы без штрафа,
по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст.64 УК РФ к 6 годам лишения свободы,
в соответствии с ч. 3 ст. 69 УКРФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний к окончательному наказанию в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания Шахабидинову М.А. исчислять по приговору с 29.10.2008 года.
В остальном судебные решения в отношении Шахабидинова И.А. оставить без изменения.
Председательствующий
президиума В.А.Ярковой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.