Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Зубовой Е.А., Дьякова А.Н.,
при секретаре Кучуковой Д.А.,
рассмотрела в судебном заседании 02 июля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Большереченского муниципального района Омской области - главы муниципального района Майстепанова В.И. на решение Большереченского районного суда Омской области от 25 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах Российской Федерации к администрации Большереченского муниципального района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Большереченского муниципального района Омской области прекратить использование печати администрации Большереченского муниципального района Омской области с изображением Государственного герба Российской Федерации при осуществлении полномочий, не связанных с осуществлением отдельных государственно-властных полномочий.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л,, прокурора Биенко Н.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большереченского района Омской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Большереченского муниципального района Омской области о запрете использования печати с изображением Государственного герба РФ в одноцветном варианте без геральдического щита при осуществлении полномочий, не являющихся отдельными государственно-властными.
В обоснование указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о Государственном гербе Российской Федерации выявлено, что на печати администрации Большереченского муниципального района используется изображение Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте без геральдического щита. Данная печать используется при осуществлении полномочий, не являющихся отдельными государственно-властными, в частности, в доверенностях, что является нарушением ст.ст. 3, 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации", Указа Президента РФ "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов". 10.01.2014 прокуратурой района на имя главы администрации Большереченского муниципального района внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства, которое осталось без удовлетворения.
В судебном заседании помощник прокурора Большереченского района Омской области Королев В.В, иск поддержал.
Представитель администрации Большереченского муниципального района Омской области Спорыш Л.В. иск не признала, ссылаясь на то, что администрация муниципального района как орган, наделенный отдельными государственно-властными полномочиями, вправе использовать печать с изображением Государственного герба РФ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Большереченского муниципального района Омской области - глава муниципального района Майстепанов В.И. просит решение суда отменить. Указывает, что Администрация Большереченского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным отдельными государственно-властными полномочиями.
Статья 4 ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" каких-либо ограничений по использованию печати с изображением Государственного герба органами, наделенными отдельными государственно-властными полномочиями, не содержит. Из нее также не следует, что использование такой печати может осуществляться исключительно при осуществлении отдельных государственно-властных полномочий.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Большереченского района Омской области Романов Р.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соотвествии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения,
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Администрация Большереченского муниципального района Омской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Большереченского муниципального района (п.1 Положения об Администрации Большереченского муниципального района Омской области, утвержденного решением совета Большереченского муниципального района Омской области N296 от 28.11.2007).
Из п.5 Положения об Администрации Большереченского муниципального района Омской области следует, что Администрация имеет две гербовые печати со своим наименованием. Первая печать хранится у главы муниципального района, вторая - у главного специалиста-главного бухгалтера Администрации.
Из представленных в материалы дела ответчиком оттисков печатей синего цвета следует, что в Администрации Большереченского муниципального района Омской области имеются, помимо названных, печать общего отдела администрации, содержащая словесные записи и не содержащая каких-либо изображений; печать отдела кадрового обеспечения администрации, содержащая словесные записи и не содержащая каких-либо изображений.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2- ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте (ст.2 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ)
В силу ч.2 ст.4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Статьей 10 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ предусмотрено, что порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.1995 N 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" установлено, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.
Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляется по заказам федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от формы собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями (п.1).
Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации поручено совместно с Комитетом Российской Федерации по печати обеспечить в установленном порядке разработку и принятие государственного стандарта на печати и бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (п.2).
Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии принят государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 51511- 2001. Государственный стандарт Российской Федерации, Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования".
Согласно заключению отдела N12 Экспертно-криминалистического центра полиции УМВД России по Омской области оттиски гербовых печатей Администрации получены с помощью соответствующих им клише печатей с использованием красящего вещества синего цвета с соблюдением предъявляемых требований "ГОСТ Р 51511-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования".
Администрацией Большереченского муниципального района Омской области порядок использования печатей администрации с изображением двуглавого орла и иных печатей не установлен.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, обязывая ответчика прекратить использование печати с изображением Государственного герба Российской Федерации при осуществлении полномочий, не связанных с осуществлением отдельных государственно-властных полномочий, суд первой инстанции исходил из того, что использование администрацией Большереченского муниципального района Омской области оттиска печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации на документах по вопросам, не связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, к числу которых относятся и представленные суду доверенности, осуществляется вопреки требованиям законодательства, чем существенно нарушаются интересы Российской Федерации по использованию государственной символики.
Судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В силу ч.1 ст.70 Конституции РФ государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования установлены Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
Как указано выше, в силу ч.2 ст.4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ч.1).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам (ч. 2).
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч.3),
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий (ч.4).
Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (ч.7).
Из фактического наличия у органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий исходил законодатель при внесении изменений в ст. 5 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" в части необходимости размещения Государственного герба в залах заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления (Заключение на проект Федерального конституционного закона).
Органы местного самоуправления муниципальных районов Омской области наделены в настоящее время следующими государственными полномочиями:
- по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (ст.8 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1569-03 "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области");
-в сфере поддержки сельскохозяйственного производства по направлению обеспечения доступности кредитных ресурсов для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ст.1 Закона Омской области от 11.02.2009 N 1138-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственным полномочием в сфере поддержки сельскохозяйственного производства");
- по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, входящих в их состав, за счет средств областного бюджета (ст.1 Закона Омской области от 24.07.2008 N 1071-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям Омской области на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности");
-по выплате вознаграждений опекунам (попечителям, приемным родителям), по выплате приемным родителям (родителю), приемным семьям денежных средств на содержание каждого приемного ребенка и денежной компенсации на приобретение лекарств, по выплате опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей денежных средств на содержание подопечных детей, по предоставлению компенсации родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, посещающими дошкольные образовательные организации (ст.ст. 16,42,43,45,46 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан);
-по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, закрепленные федеральным законодательством за органами опеки и попечительства (ст.1 Закона Омской области от 27.12.2007 N 1004-03 "О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними");
-по созданию административных комиссий, в том числе обеспечению их деятельности (ст. 1.1 Закона Омской области от 03.03.2003 N 428-03 "Об административных комиссиях в Омской области").
Из буквального толкования ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ не следует, что использование печатей с Государственным гербом РФ органами местного самоуправления может иметь место исключительно при осуществлении ими отдельных государственно-властных полномочий.
Согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 29.12.2008 N 1873 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов" установлено, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, используемых соответственно главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения или главой местной администрации муниципального района и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления муниципального района при совершении нотариальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса.
При этом размещение Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов".
Таким образом, Указ Президента РФ от 29.12.2008 N 1873 регулирует отдельный случай использования Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов по отношению к установленным статьей 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ положениям.
Такое толкование соответствует также приведенной выше ч.3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3, согласно которой отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в Федеральном конституционном законе от 25.12.2000 N 2-ФКЗ порядок использования органами местного самоуправления печатей с Государственным гербом не установлен.
С учетом приведенных выше положений ч.1 ст.70 Конституции РФ и ч.2 ст.4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ правовые основания для ограничения использования администрацией Большереченского муниципального района Омской области печати администрации Большереченского муниципального района Омской области с изображением Государственного герба Российской Федерации при осуществлении полномочий, не связанных с осуществлением отдельных государственно- властных полномочий, отсутствуют
Доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п.4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Большереченского районного суда Омской области от 25 апреля 2014 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Большереченского района Омской области, заявленных в интересах Российской Федерации к администрации Большереченского муниципального района Омской области о запрете использования печати с изображением Государственного герба РФ в одноцветном варианте без геральдического щита при осуществлении полномочий, не являющихся отдельными государственно-властными, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.