Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Поповой Э.Н., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в судебном заседании 13 августа 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Филимоновой О.П. на решение Центрального районного суда г. Омска от 28 мая 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации " ... " за период с " ... " по " ... " и " ... " по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов с местоположением:
на расстоянии 20 метров севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 30 кв.м;
на расстоянии в 15 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 15 кв.м;
на расстоянии 15 метров севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м;
на расстоянии в 10 метрах севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м;
на расстоянии в 20 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 20 кв.м;
на расстоянии в 30 метрах северо-западнее " ... " административном округе г. Омска, площадью около 20 кв.м"..
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления, ссылаясь на то, что в ходе проверки " ... " и " ... " с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных:
на расстоянии 20 метров севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 30 кв.м;
на расстоянии в 15 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 15 кв.м;
на расстоянии 15 метров севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м;
на расстоянии в 10 метрах севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м;
на расстоянии в 20 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 20 кв.м;
на расстоянии в 30 метрах северо-западнее " ... " административном округе г. Омска, площадью около 20 кв.м.
В обоснование иска указано, что в соответствии с действующим законодательством: ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов". Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией г. Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и негативно влияет на состояние природной среды. Проведенная проверка показала, что органами местного самоуправления в границах городского округа допускается несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, в выявленных местах размещения отходов и на прилегающих к данным местам территориях бункеры или контейнеры не установлены, специально оборудованные места не определены. Указанное несанкционированное складирование на протяжении более 800 м вдоль " ... " АО г. Омска при отсутствии специально оборудованных мест свидетельствует о систематическом возникновении на указанных территориях несанкционированных свалок, а также об отсутствии скоординированный работы муниципального образования г. Омск в лице соответствующих структурных подразделений по их устранению. Аналогичный факт бездействия Администрации г. Омска, выразившейся в непринятии исчерпывающих мер по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированных свалок отходов установлен и по " ... " АО г. Омска. Сложившаяся ситуация характеризует деятельность Администрации г. Омска по выделению специальных площадок для контейнеров, по регулированию графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов как неэффективную. Указанным нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просил признать незаконным бездействие Администрации г. Омска по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов за период с " ... " по день их фактической ликвидации; обязать Администрацию г. Омска ликвидировать указанные выше несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.
Определением Центрального районного суда г. Омска от " ... " принят заявленный Омским межрайонным природоохранным прокурором отказ от части искового требования о возложении на Администрацию г. Омска обязанности ликвидировать несанкционированные свалки с указанным выше местоположением в связи с добровольным исполнением данного требования.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, в качестве третьего лица - БУ г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (л.д. " ... " ).
В судебном заседании представитель истца Боярских Е.С. поддержал заявленные требования в части признания незаконным бездействия Администрации г. Омска по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Полагает, что систематическое складирование населением в определенных местах бытовых отходов и наличие свалок является результатом бездействия Администрации г. Омска по ликвидации отходов, которую органы местного самоуправления городского округа обязаны осуществлять в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Администрацией г. Омска не принимаются меры по совершенствованию системы сбора и вывоза отходов. Считает деятельность Администрации г. Омска неэффективной, поскольку образование на указанных территориях несанкционированных свалок отходов носит систематический и регулярный характер. В период рассмотрения дела уже после того, как истец отказался от иска в части обязания Администрации г. Омска ликвидировать свалки на указанных территориях, на этих же местах вновь образовались свалки.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Азамаева О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Администрации г. Омска Филимонова О.П. исковые требования не признала. Указала, что Администрация г. Омска реализует свои полномочия через свои структурные подразделения. Также сослалась на постановление Администрации г. Омска от 05 декабря 2012 года N 1593-п "О реорганизации бюджетных учреждений города Омска в сфере благоустройства", в соответствии с которым образовано бюджетное учреждение г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", муниципальные задания для которого формирует Администрация г. Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска. На основании муниципальных заданий бюджетное учреждение осуществляет деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Таким образом, Администрация г. Омска не бездействует. Считает неподтвержденными доводы истца о том, что ликвидация несанкционированных свалок носит непостоянный характер. Кроме того, обратила внимание суда на то, что свалки ликвидированы на момент рассмотрения дела, в этой части Омский межрайонный природоохранный прокурор отказался от иска. Полагает, что возникновение несанкционированных свалок является следствием не неправомерного бездействия органа местного самоуправления, а конкретных действий граждан, осуществляющих сброс мусора в непредназначенных для этого местах. Пояснила, что неподалеку от свалок, которые являются предметом рассмотрения дела, находятся садоводческие товарищества.
Представители департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, БУ г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Филимонова О.П. считает решение суда незаконным вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить. Указывает, что Администрация г. Омска не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения, а именно в лице администраций административных округов г. Омска, в которых действуют отделы административно-технического контроля. Ссылается на решение Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 45 "О Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска", в соответствии с которым обязанности по уборке и содержанию десятиметровой территории, прилегающей к гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, в том числе по организации вывоза образовавшегося на указанных территориях мусора, несут указанные юридические лица. Считает, что судом при вынесении решения не было учтено, что мусор, который образуется на территории СНТ " ... " в соответствии со ст. 94.1 Правил обязано убирать и вывозить само СНТ. Выражает несогласие с выводом суда о том, что бункер установлен только в районе " ... " не свидетельствует о том, что в местах размещения несанкционированных свалок или на прилегающих к данным местам территориях бункеры или контейнеры не установлены. Указывает, что из фотоматериала от " ... " видно, что площадь мусора явно не соответствует указанной в акте обследования территории от " ... " площади и не соответствует его местоположению, указанному в актах от " ... " и от " ... " . Таким образом, истцом не представлено доказательств, что мусор за указанное время возник вновь. Полагает, что судом дана неправильная оценка доказательствам, представленным в материалы дела. Считает, что Администрация г. Омска представила исчерпывающие доказательства выполнения требований законодательства по решению вопросов местного значения, показав четкую работу структурных подразделений.
В возражениях на апелляционную жалобу Омский межрайонный природоохранный прокурор Мутьев В.И. выражает согласие с постановленным по делу решением, полагая его законным и мотивированным.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Шувалова Т.Ю. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указывает, что возникновение несанкционированных свалок отходов на указанных территориях, их площадь, объем отходов подтверждают их систематический, а не эпизодический характер.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. " ... " ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Омска Гафнера К.А. , поддержавшего доводы жалобы, представителя прокурора Данилову А.А. и представителя Министерства природных ресурсов и экологии Азамаеву О.Н. , согласившихся с решением суда и полагавших апелляционную жалобу необоснованной, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Из материалов дела следует, что в ходе обследования территории земельных участков, расположенных в Кировском АО г. Омска, проведенного Омской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, выявлены несанкционированные места размещения твердых бытовых отходов, расположенные в частности: на расстоянии 20 метров севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 30 кв.м; на расстоянии в 15 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 15 кв.м; на расстоянии 15 метров севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м; на расстоянии в 10 метрах севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м; на расстоянии в 20 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 20 кв.м; на расстоянии в 30 метрах северо-западнее " ... " административном округе г. Омска, площадью около 20 кв.м.
Наличие несанкционированных свалок подтверждается актами обследования от " ... " , " ... " (л.д " ... " ).
Из представленных в материалы дела актов бюджетного учреждения г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" о ликвидации несанкционированных свалок следует, что несанкционированные свалки твердых бытовых отходов на расстоянии 20 метров севернее " ... " АО г. Омска, площадью около 30 кв.м; на расстоянии в 15 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 15 кв.м; на расстоянии 15 метров севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м; на расстоянии в 10 метрах севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м; на расстоянии в 20 метрах северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 20 кв.м; на расстоянии в 30 метрах северо-западнее " ... " административном округе г. Омска, площадью около 20 кв.м ликвидированы " ... " и " ... " (л.д. " ... " ).
Из материалов дела следует, что " ... " Омская межрайонная природоохранная прокуратура совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области вновь осуществили обследование указанных территорий и вновь обнаружили свалки бытовых отходов, расположенных севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 10 кв.м; севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 25 кв.м; севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 35 кв.м; севернее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 36 кв.м; северо-западнее " ... " административного округа г. Омска, площадью около 30 кв.м; северо-западнее " ... " административном округе г. Омска, площадью около 30 кв.м, что подтверждается актом обследования (л.д. " ... " ) и фотоматериалами (л.д. " ... " ).
Факт наличия свалок на момент проверок ответчиками в процессе рассмотрения дела не оспаривался.
Согласно п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта (пункт 2.1.3).
Из материалов дела следует, что в местах размещения несанкционированных свалок или на прилегающих к данным местам территориях бункеры или контейнеры не установлены, специально оборудованные места не определены. Исключение составляет лишь район " ... " в г. Омске, где установлен бункер (л.д. " ... " ). Доказательств, что оборудование для складирования мусора размещены по иным адресам ответчиком в материалы дела не представлено, данное возражение в апелляционной жалобе носит голословный характер.
Согласно п. 24 ст. 9 Устава г. Омска, утвержденного Решением городского Совета от 20 сентября 1995 года N 92, к вопросам местного значения муниципального образования г. Омска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Омска, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 года N 443 определено, что департамент городского хозяйства Администрации г. Омска (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации г. Омска. Деятельность департамента регулируется первым заместителем Мэра г. Омска в соответствии с распределением обязанностей между руководителями Администрации г. Омска.
На основании подп. 6 п. 18 указанного Положения департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе, функции по организации на территории г. Омска сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о неправомерном бездействии органа местного самоуправления, поскольку возникновение на указанных территориях несанкционированных свалок отходов носит систематический характер, а исчерпывающие меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов в целях недопущения их возникновения вновь (путем выделения специальных площадок для контейнеров с соблюдением установленных санитарных и иных правил размещения этих площадок в местах возникновения несанкционированных свалок или прилегающих территориях, либо путем регулирования графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения, либо путем принятия других организационных мер) Администрацией г. Омска и ее структурным подразделением не приняты.
При этом судом первой инстанции учтено, что в структуре органов местного самоуправления муниципального образования город Омск Администрация города (как исполнительный орган) занимает главенствующее место. Соответственно, входящие в структуру Администрации г. Омска структурные подразделения, формально являясь самостоятельными юридическими лицами или, не являясь таковыми, субординационно и финансово подотчетны и подконтрольны Администрации г. Омска.
Положением о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска к числу задач структурного подразделения отнесена организация благоустройства, озеленения и обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска.
Помимо частичного делегирования указанного полномочия департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, муниципальным образованием городской округ город Омск создано бюджетное учреждение г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", функции и полномочия учредителя которого также осуществляются департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска.
Так, согласно пп. 2 и пп. 8 п. 2.3 Устава бюджетного учреждения г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" бюджетное учреждение выполняет мероприятия по санитарной очистке и благоустройству территории городского округа и ее озеленению, а также осуществляет сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, бюджетное учреждение создано для фактической реализации полномочий органа местного самоуправления и является фактическим исполнителем обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.
Учитывая то обстоятельство, что обязанность непосредственно организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при том, что выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность несет именно орган местного самоуправления, то есть Администрация г. Омска, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о неверном определении ответчика являются необоснованными.
Кроме того доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не было учтено, что мусор, образующийся на территории СНТ " ... " , в соответствии со ст. 94.1 вышеуказанных Правил обязано убирать и вывозить само СНТ, а представленные фотографии свалок не соответствуют актам, нельзя признать состоятельными, поскольку в материалы дела не представлены доказательства иного, в частности, иные акты и документы, подтверждающие, что земельные участки, на которых образовался мусор, находятся на отведенной СНТ территории. Из пояснений, данных представителем Администрации г. Омска Филимоновой О.П. в судебном заседании " ... " , следует, что свалки находятся неподалеку от садоводческого некоммерческого товарищества, а не на его территории. Более того, несанкционированные свалки " ... " и " ... " были ликвидированы именно БУ г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства".
Не могут повлечь отмену решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией представлены исчерпывающие доказательства выполнения требований законодательства по решению вопросов местного значения, в частности, доказательства ликвидации несанкционированных свалок " ... " и " ... " , поскольку указанный факт свидетельствует о действиях Администрации по организации вывоза уже образовавшихся свалок на момент рассмотрения судом спора, но не о надлежащей организации сбора отходов. Наличие на указанной территории несанкционированных свалок отходов свидетельствует о недостаточности принимаемых мер к охране окружающей среды в границах городского округа, неэффективности деятельности Администрации г. Омска.
При рассмотрении исковых требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил спор; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства по делу не установлено. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Омска Филимоновой О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.