Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Будылка А.В., Дьякова А.Н.,
при секретаре Будкевич О.А.,
рассмотрела в судебном заседании 13 августа 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Окунева А.С. на решение Центрального районного суда г. Омска от 16 мая 2014 года, которым на Министерство образования Омской области возложена обязанность включить Шевелеву Е.Б. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Окунева А.С. и апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Матвеевой К.И. на дополнительное решение Центрального районного суда г.Омска от 16 июня 2014 года, которым на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Шевелевой Е.Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п.
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения Шевелевой Е.Б. и ее представителя Стельмашек Б.Н., выразивших согласие с постановленным решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевелева Е.Б. , " ... " г.р., обратилась в суд с иском об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам специализированного найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284 - п.
В обоснование указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления N 1325 от 05.09.1995 была определена в детский дом на полное государственное обеспечение. Ее мать лишена родительских прав в отношении нее решением Ленинского районного суда г. Омска от 01.10.1998.
В судебном заседании Шевелева Е.Б. и ее представитель Стельмашек Б.Н. иск поддержали.
Представитель Министерства образования Омской области Окунев А.С. возражал против удовлетворения иска. Указал, что истица не встала на учет до достижения возраста 23 лет и не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем утратила право на льготное обеспечение жилым помещением.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Лакман Т.А. иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации г. Омска.
Судом постановлено изложенное выше решение и на основании заявления истца - дополнительное решение.
В апелляционных жалобах представитель Министерства образования Омской области Окунев А.С. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что не представлено доказательств обращения истца до достижения ею 23 лет в уполномоченные органы за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ссылаясь на постановление Правительства Омской области от 14.05.2014 N98-п, указывает, что Министерство образования не является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, то есть является ненадлежащим ответчиком по делу.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Матвеева К.И. просит отменить дополнительное решение суда в части возложения на Министерство обязанности предоставить истцу жилое помещение. Ссылаясь на постановление Правительства Омской области от 14.05.2014 N98-п, указывает, что Министерство строительства не наделено полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает, что оснований для их удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст. 1 названного Закона дополнительные гарантии, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
В п.9 ст.8 названного Закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В п.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отмечено, что действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В вышеприведенных нормах речь идет о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего у лиц указанной категории ранее.
На основании ст. 17.1 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере", подп. 51 п. 8 Указа Губернатора Омской области от 15.03.2004 N 63 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Омской области" Министерство образования Омской области формирует и ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно обзору практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Уважительной причиной является установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Удовлетворяя исковые требования Шевелевой Е.Б. , " ... " г.р., суд первой инстанции установил, что до достижения 23 лет истец обращалась в Администрацию г.Омска за предоставлением жилого помещения (л.д.11, 47-51).
Выводы суда подтверждаются представленными доказательствами.
Довод об обращении в уполномоченный орган подтверждается справками, необходимыми для принятия на жилищный учет, полученными истцом в 2009 г., квитанциями об оплате справок, решением комиссии Департамента социальной политики Администрации г.Омска от 06.04.2009 о признании малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Пояснения истца о причинах невозможности представления всех необходимых для принятия на учет документов, в частности, акта обследования жилищных условий, а также отсутствие регистрации в г. Омске, подтверждаются приведенными в решении доказательствами.
При таких обстоятельствах доводы жалобы представителя Министерства образования Омской области об отсутствии доказательств обращения истца до достижения 23 лет в уполномоченные органы за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении несостоятельны.
Не соглашаться с произведенной судом первой инстанции оценкой причин отсутствия истца на жилищном учете оснований не имеется.
23 года истцу исполнилось " ... " .
В Омской области отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п (далее - Порядок N 284-п).
Анализ положений Порядка N 284-п в редакции, действовавшей на момент разрешения спора, свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
По требованию истца об обязании ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения судом 16.05.2014 не было принято решение.
Согласно п.1 ч.1 ст.201 ГПК РФ, в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда, суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", предусматривая право суда принимать дополнительные решения, статья 201 ГПК РФ вместе с тем ограничивает это право вопросами, которые были предметом судебного разбирательства, но не получили отражения в резолютивной части решения, или теми случаями, когда, разрешив вопрос о праве, суд не указал размера присужденной суммы либо не разрешил вопрос о судебных расходах. Поэтому суд не вправе выйти за пределы требований статьи 201 ГПК РФ, а может исходить лишь из обстоятельств, рассмотренных в судебном заседании, восполнив недостатки решения.
Вопрос о наличии оснований для обязания ответчиков предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения был предметом судебного разбирательства (л.д.1, 60, 97, 105 последний абзац на странице).
При таком положении судом на основании ст.201 ГПК РФ правомерно принято дополнительное решение по вышеназванным исковым требованиям.
Указания в жалобах в обоснование необходимости исключения Министерства образования Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области из числа органов, обязанных предоставить истцу жилое помещение, на постановление Правительства Омской области от 14.05.2014 N98-п, которым внесены изменения в Порядок N 284-п, не имеют юридического значения для разрешения настоящего дела, поскольку дело рассмотрено судом по существу до вступления в силу указанного правового акта в соответствии с п.7 указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". При принятии дополнительного решения суд также руководствовался нормативным актом в действующей на момент разрешения дела редакции.
Вопросы, возникшие в связи с изменением процедуры обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями, подлежат разрешению в порядке исполнения решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение и дополнительное решение в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, оснований для их отмены не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 16 мая 2014 года и дополнительное решение Центрального районного суда г.Омска от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.