Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей Полыги В.А., Утенко Р.В.,
при секретаре Куяновой Д.А.
рассмотрела в судебном заседании 20 августа 2014 года
дело по апелляционной жалобе директора бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" Котова А.В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 мая 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Жуматаева Н.С. , Жуматаевой Б.К. удовлетворить.
Обязать Бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" включить семью Жуматаева Н. С. и Жуматаевой Б. К. в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года N 70 "О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей".
Взыскать с Бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" в пользу Жуматаева Н. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жуматаев Н.С. , Жуматаева Б.К. обратились в суд с иском к Бюджетному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (далее - БУ ОО "АЖС") о возложении обязанности включить в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита. Истцы указали, что по договору купли-продажи от " ... " приобрели в собственность с использованием кредитных средств квартиру " ... " по " ... " в " ... " Омского района Омской области. " ... " указанный договор был в установленном порядке зарегистрирован Управлением Росреестра по Омской области, в этот же день произошла государственная регистрация ипотеки жилого помещения в силу закона. " ... " в семье истцов родился второй ребенок - дочь " ... " . Полагая, что имеют право на получение компенсации на погашение части ипотечного жилищного кредита за счет средств бюджета Омской области, истцы обратились с ответствующим заявлением с приложением необходимых документов в БУ ОО "АЖС", однако ответчиком было принято решение об отказе истцам во включении в список претендентов на получении компенсации по причине отсутствия подлинника либо нотариально заверенной копии договора купли-продажи квартиры. В связи с тем, что договор купли продажи квартиры был утерян, истцами была предоставлена заверенная Управлением Росреестра по Омской области копия указанного договора. Таким образом, причина отказа учреждения во включении истцов в список претендентов на получение компенсации носит формальный характер. С учетом изложенного, истцы просили признать незаконным решение БУ ОО "АЖС" и возложить на ответчика обязанность включить их в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита.
В судебном заседании истец Жуматаева Б.К. участия не приняла, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Соистец Жуматаев Н.С. и его представитель адвокат Мукушев Т.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Добшиков Д.Г. исковые требования не признал и пояснил, что полный перечень документов для включения в список претендентов на получение компенсации предусмотрен Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 г. N70. БУ ОО "АЖС" действует в строгом соответствии с положениями данного Указа Г. О. области, правом на истребование дополнительной информации, в том числе и из регистрирующего органа, не обладает. Истцами не был представлен подлинник или нотариально заверенная копия договора купли-продажи жилого помещения.
Представитель привлеченного в качестве 3-го лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе директор бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" Котов А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований в полном объеме. Апеллянт указывает, что у БУ "АЖС" нет полномочий расширительного толкования нормативных правовых актов, в данном случае Указа Губернатора Омской области N 70. Отказ БУ "АЖС" во включении семьи Жуматаевых в список претендентов на получение указанной компенсации не является окончательным, в случае предоставления надлежаще заверенной копии документов Жуматаевы будут включены в список претендентов на получение указанной компенсации.
В судебном заседании представители БУ ОО "АЖС" Рабанин Г.Ф. и Добшиков Д.Г. просили удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Истец Жуматаев Н.С. выразил согласие с постановленным решением суда, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с преамбулой Закона Омской области от 04.07.2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" данный Кодекс принят в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества.
Согласно ст. 3 указанного Закона мера социальной поддержки - способ обеспечения граждан определенными материальными благами в денежной или натуральной форме либо преимущество (льгота) в получении таких материальных благ за счет средств областного бюджета.
В целях развития ипотечного жилищного кредитования и улучшения демографической ситуации в Омской области за счет предоставления меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей в соответствии со статьей 5 Закона Омской области "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области", пунктом 2 статьи 12 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан 24 мая 2007 г. был принят Указ Губернатора Омской области N 70 "О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей".
Согласно п. 2 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей, утв. Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 г. N 70 (далее - Порядок), право на получение компенсации в соответствии с настоящим Порядком предоставляется следующим семьям (неполным семьям), имеющим двух и более несовершеннолетних детей, родители (родитель) или усыновители (усыновитель) которых приобрели жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) с использованием ипотечного жилищного кредита (займа):
1) молодым семьям, в которых возраст родителей (усыновителей) либо родителя (усыновителя) для неполной семьи на день подачи предусмотренных настоящим Порядком документов не превышает 35 лет;
2) семьям, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются работниками государственных учреждений Омской области, муниципальных учреждений, находящихся на территории Омской области (далее - работники бюджетной сферы);
3) семьям, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются ветеранами боевых действий.
Указанное право предоставляется в случае:
1) рождения (усыновления) второго ребенка, родившегося (усыновленного) в период с 1 января 2006 года;
2) рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, родившихся (усыновленных) в период с 1 января 2007 года, если ранее указанные семьи не воспользовались правом на получение компенсации в соответствии с настоящим Порядком.
В силу п. 3 Порядка компенсация предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) заключение кредитного договора либо договора займа о предоставлении денежных средств под залог приобретенного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) после 1 января 2006 года, но не позднее даты рождения (усыновления) второго или последующих детей;
2) наличие задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), подтверждаемое справкой из организации, предоставившей ипотечный жилищный кредит (заем);
3) внесение гражданином в счет погашения основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) суммы средств не менее размера компенсации, предоставляемой в соответствии с настоящим Порядком. При этом средства, перечисленные из бюджетов всех уровней в счет погашения основного долга гражданина по ипотечному жилищному кредиту (займу), в составе указанной суммы не учитываются;
4) наличие государственной регистрации права собственности родителей (родителя), усыновителей (усыновителя) и (или) их несовершеннолетних детей на жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение), являющееся предметом залога по кредитному договору или договору займа;
4.1) отсутствие у родителей (родителя), усыновителей (усыновителя) и их несовершеннолетних детей права собственности (доли в праве собственности) на жилые помещения, кроме жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), являющегося предметом залога по кредитному договору или договору займа;
5) наличие регистрации родителей (родителя) или усыновителей (усыновителя), а также ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого предоставляется компенсация, по месту жительства в жилом помещении, являющемся предметом залога по кредитному договору или договору займа.
В соответствии с п. 7 Порядка для получения компенсации на условиях настоящего Порядка гражданин представляет в бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (далее - Агентство) определенный перечень документов, в т.м. и копию договора о приобретении жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), заключенного в установленном законом порядке (п/п7 п.7 Порядка). При этом, также указано, что копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.
В силу п. 9 Порядка Агентство в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении компенсации и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, проверяет представленные документы на предмет соблюдения условий и требований, предусмотренных настоящим Порядком, и принимает решение о включении либо отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации (далее - список претендентов), о чем гражданин письменно извещается в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Основаниями для принятия решения об отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов являются:
1) несоблюдение требований и условий, установленных настоящим Порядком;
2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;
3) наличие в представленных документах недостоверных сведений;
4) реализация ранее права на получение компенсации в соответствии с настоящим Порядком.
Агентство ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов составляет проект списка получателей компенсации и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении указанного списка является основанием для выдачи гражданам свидетельств (п. 9.1 Порядка).
Судебным разбирательством установлено, что Жуматаев Н.С. , " ... " г.р., и Кожахметова Б.К. , " ... " г.р., вступили в брак " ... " г., супруге присвоена фамилия Жуматаева .
" ... " Жуматаев Н.С. и Жуматаева Б.К. (Покупатели) купили у Григорян С.К. (Продавец) квартиру " ... " в " ... " Омского района Омской области по договору купли-продажи с использованием кредитных средств ОАО СКБП "Примсоцбанк". Договор и переход права собственности зарегистрированы в установленном порядке, " ... " г. Управлением Росреестра по Омской области истцам выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности с ипотекой в силу закона. В семье истцов имеется два несовершеннолетних ребенка - сын Жуматаев Т.Н. , " ... " г.р., и дочь Жуматаева С.Н. , " ... " г.р.
Истцы обратились с заявлением и документами в БУ ОО "АЖС" о включении в список претендентов на получение компенсации на погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года N 70 "О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей".
Согласно ответу директора БУ ОО "АЖС" от 11.03.2014 г. N 409/05 принято решение об отказе во включение семьи Жуматаевых в список претендентов на получении компенсации по причине предоставления неполного пакета документов - ввиду непредставления оригинала договора купли-продажи квартиры; предоставления копии Договора, заверенной Управлением Росреестра по Омской области.
Не согласившись с отказом, истцы обратились за защитой нарушенного права, указывая на утерю подлинника договора купли-продажи и отсутствие возможности предоставления в силу этого его нотариально заверенной копии - при наличии подлинника договора а регистрирующем органе и предоставлении заверенной этим органом копии.
Основанием для отказа в постановке истцов на учет явилось представление ими документов не в полном объеме, а именно: отсутствие оригинала договора купли- продажи квартиры от " ... " г., заключенного с Григорян С.К. либо его нотариально заверенной копии.
Районный суд, оценив представленные доказательства, с учетом правового регулирования спорных правоотношений пришел к выводу о наличии у истцов права постановки на учет для получения компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, возложив соответствующие обязанности на ответчика.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с позицией суда первой инстанции, поскольку она мотивирована, обоснована и отвечает требованиям закона.
Выводы суда о том, что в условиях утраты оригинала (подлинника) договора купли-продажи квартиры, отсутствия по этой причине возможности удостоверить его копию у нотариуса, получение истцами заверенной Управлением Росреестра по Омской области копии Договора и последующее обращение за судебной защитой явилось единственно возможным вариантом для реализации социальных прав Жуматаевых Н.С. и Б.К., предусмотренных Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года N 70 являются обоснованными и согласуются с представленными материалами дела.
Судебная коллегия также отмечает, что представленные ответчику документы в совокупности полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение мер социального поддержки, направленной на развитие ипотечного жилищного кредитования и улучшения демографической ситуации в Омской области.
При таких обстоятельствах с учетом правового регулирования спорных правоотношений суд обоснованно удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у БУ "АЖС" нет полномочий расширительного толкования нормативных правовых актов, и отказ во включении семьи Жуматаевых в список претендентов на получение компенсации не является окончательным, поскольку в случае предоставления ими полного перечня документов они могут быть включены в указанный список, не могут быть приняты коллегией во внимание по указанным выше основаниям. При этом действия ответчика не являлись предметом обжалования со стороны истцов в порядке рассмотрения дела из публичных правоотношений, а установление судом прав истцов является самостоятельным основанием для совершения ответчиком действий, связанных с включением семьи истцов в список претендентов на получение компенсации.
Основанием для отмены вынесенного решения доводы апелляционной жалобы не являются.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Омска от 27 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" Котова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.