Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Илларионова А.В.,
судей Иволгиной Н.В., Круглова В.В.
при секретаре Усмановой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 сентября 2014 года в г. Омске дело по апелляционному представлению прокурора Кормиловского района, апелляционной жалобе Администрации Кормиловского муниципального района Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от " ... " , которым постановлено: "Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о муниципальной службе удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Кормиловского
муниципального района по обеспечению соблюдения законодательства о
муниципальной службе, выразившееся в допущении замещения должностей
муниципальной службы лицами, не отвечающими требованиям
законодательства.
Обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области устранить нарушение законодательства о муниципальной службе путем обеспечения замещения должности муниципальной службы "начальник отдела градостроительства и газификации" лицом, отвечающим требованиям Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Омской области от 27.11.2008 N 1110-ОЗ "Об определении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Омской области".
Обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области устранить нарушение законодательства о муниципальной службе путем обеспечения замещения должности муниципальной службы "начальник отдела по делам молодежи" лицом, отвечающим требованиям Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Омской области от 27.11.2008 N 1110-ОЗ "Об определении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Омской области".
Обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области привести должностные инструкции начальника отдела по делам молодежи и начальника отдела градостроительства и газификации в соответствие с требованиями законодательства в части предъявления требований к наличию муниципального стажа у лица, замещающего указанную должность.
Взыскать с администрации Кормиловского муниципального района Омской области в местный бюджет государственную пошлину в размере " ... " рублей.".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Илларионова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Кормиловского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Кормиловского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о муниципальной службе.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кормиловского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной службе в деятельности Администрации Кормиловского муниципального района Омской области, в результате которой установлено, что Краснова А.В., состоящая в должности начальника отдела по делам молодежи, была принята " ... " на данную должность. При этом Краснова А.В. не имеет необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, в связи с чем не имеет права занимать ведущую должность муниципальной службы. Помимо этого установлено, что специалист 1 категории Смола Е.А. с " ... " по " ... " занимала должность муниципальной службы начальника отдела градостроительства и газификации. При этом Смола Е.А. не имеет высшего образования, которое необходимо для замещения ведущей должности муниципальной службы. Распоряжением Администрации Кормиловского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " Смола Е.А. временно переведена на должность начальника отдела градостроительства и газификации Администрации Кормиловского муниципального района Омской области и занимает данную должность до настоящего времени. В должностной инструкции начальника отдела градостроительства и газификации, утвержденной Главой Кормиловского муниципального района " ... " , в пункте "Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности" указано "без предъявления требований к стажу", что также противоречит нормам законодательства. В должностной инструкции начальника отдела по делам молодежи, утвержденной распоряжением Главы Кормиловского муниципального района от " ... " N " ... " , требования к стажу не указаны. Кроме того, установлено, что о наличии вакансии должности муниципальной службы - начальник отдела градостроительства и газификации Администрация Кормиловского муниципального района Омской области сообщала в КУ "Центр занятости населения Кормиловского района" " ... " . " ... " информация о наличии свободных мест была снята. До " ... " действия по направлению информации в КУ "Центр занятости населения Кормиловского района" о наличии свободных мест не предпринимались, также не было размещено подобной информации на сайте названной Администрации. Изложенное свидетельствует о том, что Администрацией Кормиловского муниципального района не были предприняты все необходимые меры для поиска кандидатов, отвечающих требованиям законодательства о муниципальной службе. В трудовом договоре со Смола Е.А. указано, что последняя временно замещает должность муниципальной службы начальника отдела градостроительства и газификации, однако в соответствии с требованием законодательства временно замещать должность возможно в связи с временным отсутствием лица, которое данную должность замещает на постоянной основе, в данном же случае лицо, которое бы замещало должность начальника отдела градостроительства и газификации на постоянной основе отсутствует, таким образом, заключение срочного трудового договора о временном переводе неуместно. С учетом указанных обстоятельств " ... " прокуратурой было внесено соответствующее представление, на которое " ... " получен ответ, из которого следовало, что нарушения не устранены, и продолжают оставаться на сегодняшний день.
В судебном заседании помощники прокурора Кормиловского района Бочарова У.В. и Трутаева И.В. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Маловичко Е.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что как на момент принятия на должность муниципальной службы начальника отдела по делам молодежи Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Красновой А.В., так и в настоящее время должностная инструкция, утвержденная распоряжением Главы Кормиловского муниципального района от " ... " N " ... " не содержала и не содержит требований к стажу. Названное распоряжение не отменено, в установленном порядке не оспорено. В настоящее время Краснова А.В. закончила Омский педагогический университет, получила высшее профессиональное образование. Администрация района подает информацию в КУ " " ... " " о наличии вакансии начальника отдела градостроительства и газификации администрации. За период с июня 2013 года по настоящее время лица, желающие занять муниципальную должность начальника отдела градостроительства и газификации администрации, не обращались. В связи с этим принято решение о временном переводе специалиста 1-ой категории отдела градостроительства и газификации администрации Смола Е.A. на должность начальника отдела, при этом вакансия начальника отдела градостроительства и газификации администрации - не закрыта и сведения о наличии вакансии подаются в КУ "Служба занятости населения Кормиловского района".
Третьи лица Смола Е.А. и Краснова А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Кормиловского района просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части требование об уплате государственной пошлины, уточнить описательно-мотивировочную часть о признании несоответствующим действующему законодательству должностных инструкций в части требований к стажу. Отмечает, что судом нарушены нормы процессуального права, а именно незаконно взыскана государственная пошлина с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области. Указывает на несоответствие описательно-мотивировочной и резолютивной частей, поскольку в описательно-мотивировочной части суд признает должностные инструкции по указанным должностям муниципальной службы не соответствующими законодательству в полном объеме, тем самым выходит за пределы исковых требований, а в резолютивной обязывает названную Администрацию привести указанные должностные инструкции в соответствие с требованиями законодательств к стажу.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области Золотых И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Отмечает, что Федеральный закон от 02.03.3007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения. Указывает, что суду были представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что Администрацией района были предприняты меры, направленные на поиск работников, отвечающих требованиям законодательства. Указывает на неисполнимость решения суда. Ссылается на необоснованное взыскание с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... " ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, заслушав прокурора отдела прокуратуры Омской области Песковой В.Г., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.03.3007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.
Статьей 4 названного Федерального закона закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
Как следует из п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В статье 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной статьи предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Раздел 2 "Реестр должностей муниципальной службы в Омской области" Закона Омской области от 13.11.2007 N 969-ОЗ "О Реестре должностей муниципальной службы в Омской области" содержит перечень наименований должностей муниципальной службы в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) и предусматривает, что должность начальника отдела является ведущей должностью.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона Омской области от 27.11.2008 N 1110-ОЗ "Об определении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Омской области" (далее - Закон N 1110-ОЗ) для замещения должностей муниципальной службы в Омской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии со ст. 3 Закона N 1110-ОЗ для замещения ведущей должности муниципальной службы необходимо наличие высшего профессионального образования.
В соответствии со ст. 4 Закона N 1110-ОЗ для замещения ведущих должностей муниципальной службы необходимо не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее двух лет стажа работы по специальности.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Кормиловского муниципального района Омской области от " ... " Краснова А.В. назначена с " ... " на должность муниципальной службы начальника отдела по делам молодежи Администрации Кормиловского муниципального района Омской области (л.д " ... " ).
Согласно справке от " ... " N " ... " Краснова А.В. обучалась в ФГБОУ ВПО " " ... " ". На основании решения государственной экзаменационной комиссии от " ... " (протокол N " ... " ) ей присвоена квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии по названной специальности. Приказом от " ... " N " ... " 1 Краснова А.В. отчислена из указанного учреждения в связи с его окончанием (л.д. " ... " ).
Согласно распоряжению первого заместителя Главы Кормиловского муниципального района от " ... " N " ... " стаж муниципальной службы Красновой А.В. по состоянию на " ... " составлял 4 месяца 17 дней (л.д. " ... " ), что менее требуемого в соответствии с законодательством стажа муниципальной службы для замещения ведущей должности муниципальной службы, к которой относится замещаемая Красновой А.В. должность начальника отдела по делам молодежи Администрации Кормиловского муниципального района Омской области.
Распоряжением Администрации Кормиловского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " специалист 1 категории Смола Е.А., замещавшая должность муниципальной службы начальника отдела градостроительства и газификации, временно переведена на должность начальника отдела градостроительства и газификации Администрации Кормиловского муниципального района Омской области (л.д " ... " ).
Из копии диплома о среднем профессиональном образовании N " ... " следует, что Кравцова (Смола) Е.А. " ... " окончила ГОУ СПО " " ... " " по специальности "Архитектура" (л.д. " ... " Документов, подтверждающих наличие высшего образования у Смолы Е.А., материалы дела не содержат.
Кроме того, в должностной инструкции начальника отдела градостроительства и газификации, утвержденной Главой Кормиловского муниципального района " ... " в пункте "Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности" указано "без предъявления требований к стажу", что также противоречит нормам законодательства. В должностной инструкции начальника отдела по делам молодежи, утвержденной распоряжением Главы Кормиловского муниципального района от " ... " N " ... " , требования к стажу не указаны.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что, гражданам, претендующим на замещение ведущих должностей муниципальной службы необходимо не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее двух лет стажа работы по специальности, а также наличие высшего профессионального образования, в связи с чем на Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области подлежит возложению указанные в решении суда обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства о муниципальной службе.
Доводы апелляционного представления прокурора Кормиловского района о необходимости приведения в соответствие описательно-мотивировочной и резолютивной частей решения отклоняются судебной коллегией. Исходя из содержания текста решения, мотивировочная часть содержит указание на обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы, которыми руководствовался суд. Из мотивировочной части судебного решения четко прослеживается окончательный вывод суда об удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Резолютивная часть решения в императивной форме содержит выводы суда об удовлетворении заявления, срок и порядок обжалования решения суда. Каких-либо противоречивых суждений в части требований прокурора о возложении на Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области обязанности привести должностные инструкции начальника отдела по делам молодежи и начальника отдела градостроительства и газификации в соответствие с требованиями законодательства в части предъявления требований к стажу решение суда не содержит. При этом ссылки в апелляционном представлении на то, что суд вышел за пределы заявленных требований, на содержании решения суда не основаны.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о неисполнимости решения суда, неправомерном возложении на орган местного самоуправления обязанности заключить трудовые договоры с лицами, отвечающими требованиям законодательства, отклоняются судебной коллегией.
Возможная затруднительность поиска квалифицированных кадров сама по себе не предполагает допустимость несоблюдения квалификационных требований к должностям муниципальной службы, установленных законодательством, а равно не свидетельствует о неисполнимости решения суда. Суд не возлагал на Администрацию обязанностей по заключению трудовых договоров с конкретными лицами. Порядок исполнения возложенных решением суда обязанностей должен быть определен Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области самостоятельно с учетом действующего законодательства.
Судебная коллегия считает, что выводы решения суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не противоречат собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда об удовлетворении заявленных исковых требований в соответствии со ст. 330 ГПК РФ в апелляционном порядке, не установлено.
Что касается указания в решении суда на взыскание с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в местный бюджет государственной пошлины в размере " ... " руб., то судебная коллегия исключает данное указание из решения суда, так как в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
При подаче иска и.о. прокурора Кормиловского района был освобожден от уплаты государственной пошлины, а потому расходы по уплате государственной пошлине не понес. Поскольку Администрация Кормиловского муниципального района Омской области является органом местного самоуправления, то в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, а также ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина с указанной Администрации не подлежит взысканию.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из решения Кормиловского районного суда Омской области от " ... " указание на взыскание с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в местный бюджет государственной пошлины в размере " ... " рублей.
В остальной части решение Кормиловского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кормиловского района, апелляционную жалобу Администрации Кормиловского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.