Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю. ,
судей Подвязниковой Н.А. , Ланцовой М.В. ,
при секретаре Бетехтиной Е.С. ,
с участием прокурора Маркович О.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Омского района, апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 30 июня 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении теплоснабжения потребителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, ул. " ... " д. " ... " .
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области организовать обеспечение надлежащего теплоснабжения потребителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, ул. " ... " д. " ... " в соответствии с требованиями законодательства о теплоснабжении в срок 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать."
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А. , судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омского района в интересах Павлик Н.В. , Павлик С.Н. , Сильченко М.В. , Каспрыгина А.М. , Каспрыгиной Е.В. , Сильчено В.П. , Павлик К.С. , Каспрыгина Я.А. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к Администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята" о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по организации обеспечения теплоснабжения, о признании незаконным действий бюджетного учреждения по выводу из эксплуатации тепловых сетей, о возложении обязанности организовать теплоснабжение многоквартирного жилого дома N " ... " по ул. " ... " д.п. Чернолученский Омского района Омской области, ссылаясь на то, что в указанном доме не соблюдается надлежащий температурный режим.
Способ управления многоквартирным домом не выбран, с собственниками квартир договоры на получение коммунальных услуг теплоснабжающими организациями не заключались. Ранее указанный многоквартирный жилой дом входил в состав муниципальной казны г. Омска, впоследствии он исключен из состава казны и был передан на праве оперативного управления АУ г. Омска "Центр содержания и хранения имущества", которое было прекращено в декабре 2012 года. В настоящее время теплоснабжение дома осуществляется через источник тепловой энергии, принадлежащий на праве оперативного управления БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята", но он находится в аварийном состоянии, о чем органы местного самоуправления неоднократно уведомлялись. Однако последние не предпринимали достаточных и необходимых мер по организации теплоснабжения. При этом учреждение фактически вывело из эксплуатации тепловые сети, однако согласие на их вывод от собственников помещений многоквартирного дома, а также органов местного самоуправления получено не было.
В судебном заседании старший помощник прокурора Филатов С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители Администрации Омского муниципального района Омской области Басс В.Г. , Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области ? Юрьева О.В. в судебном заседании иск не признали, представили письменные отзывы.
БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята", третьи лица ? Госжилинспекция Омской области, БУ ОО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Департамент образования Администрации г. Омска, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании участия не принимали, отзывы на иск не представили, явку представителей не обеспечили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, в частности, указывая, что тепловые сети администрации не передавались, в связи с чем, она не может быть признана надлежащим ответчиком.
В апелляционном представлении прокурор Омского района просит решение отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, в частности, указывая на необоснованный характер освобождения от ответственности администрации Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области. Выразил несогласие с выводами суда относительно бездействия БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате времени и месте судебного заседания.
До начала рассмотрения дела апелляционной инстанцией от прокурора Омского района поступило заявление об отказе от апелляционного представления.
В соответствии со ст. 326 ГПК РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.
Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.
О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Прекращение производства по апелляционной жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Судебная коллегия полагает, что отказ прокурора Омского района от апелляционного представления не противоречит закону, в связи с чем, отказ от апелляционного представления подлежит принятию, а апелляционное производство по делу в данной части ? прекращению.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при вынесении обжалуемого определения не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, помимо прочего, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно материалам дела, по адресу: ул. " ... " " ... " , д.п. Чернолучинский Омского района Омской области, расположен многоквартирный жилой дом, состоящий из 12 жилых помещений. Способ управления указанным домом не выбран.
По результатам проведенного 17.03.2014 обследования жилых помещений указанного жилого дома установлено, что температурный режим в квартирах, а также теплоносителя на вводе в дом занижен и не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Указанные обстоятельства стороны не отрицают.
Между тем, теплоснабжение данного дома осуществляется через источник тепловой энергии, принадлежащий на праве оперативного управления БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята".
Согласно акту обследования модульной котельной от 17.06.2014 котел в котельной БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята" находится в неудовлетворительном состоянии, электрооборудование котельной требует 100 % замены, контрольно-измерительные приборы отсутствуют, неисправна автоматика безопасности котла. Отсутствует резервное оборудование. В целом котельная бюджетного учреждения находится в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального ремонта.
Между тем, согласно уставу БУ г. Омска "Детский оздоровительный лагерь "Дружные ребята" его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск в лице администрации города Омска.
Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу п. 4 указанной статьи бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых, при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Согласно Уставу БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята" теплоснабжение не относится к видам деятельности указанного учреждения. В связи с чем, представляется некорректным вести речь о наделении его статусом теплоснабжающей организации в контексте Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Соответственно, у учреждения отсутствуют обязанности в части обеспечения теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, ул. " ... " , д. " ... " , о чем бюджетное учреждение неоднократно уведомляло администрацию Омского муниципального района, начиная с 2011 года, что следует из письма учреждения в адрес прокуратуры Омского района, а также из представленных уведомлений учреждения в адрес главы Администрации Чернолученского городского поселения, главы Администрации Омского района в 2012, 2013 годах. Также уведомления учреждения содержали в себе указания на неудовлетворительное состояние котельной.
В приведенной связи, на основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, п. 4 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация теплоснабжения находится в пределах ответственности Чернолучинского городского поселения.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
В соответствии с представленным в материалы дела соглашением от 10.02.2014 Администрация Чернолучинского городского поселения передала Администрации Омского муниципального района полномочия по организации в границах Чернолучинского городского поселения теплоснабжения населения, а именно по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории Чернолучинского городского поселения, в том числе по принятию мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанное соглашение вступило в силу с 10.02.2014 и действует по 31.12.2015.
Таким образом, с 10.02.2014 ответственным лицом за организацию теплоснабжения спорного дома является Администрация Омского муниципального района Омской области, что исключает доводы апелляционной жалобы о том, что последняя не является надлежащим ответчиком.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Также в силу п. 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В силу п. 2.6.3 Правил ... сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют, помимо прочего, органы местного самоуправления.
Вместе с тем, доказательств исполнения указанных положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ и Правил ... как Администрацией Омского муниципального района Омской области, так и Администрацией Чернолученского городского поселения в материалы дела не представлено.
Кроме того, представленные обращения Чернолучинского городского поселения в части обеспечения надежного теплоснабжения указанного жилого дома в БУ г. Омска "ДОЛ "Дружные ребята", в прокуратуру Омского района и Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса Омской области с целью проведения проверок по надежности предоставления тепловой энергии, в Департамент образования администрации г. Омска и в Администрацию г. Омска с решением вопроса по подаче тепло-, водоснабжения, к собственнику ближайшего теплового источника, в ОАО "МРСК Сибири" на выдачу технического условия на подключение электрической энергии для отопления и пищеприготовления в многоквартирном жилом доме и ОАО "Омскгазстройэксплуатация" на выдачу технического условия на подключение природного газа не свидетельствуют об исполнении обязательств в рамках п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, п. 4 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, так как данные обращения не повлекли разрешение вопроса даже в какой-то части, о теплоснабжении потребителей, проживающих в спорном доме.
При этом, Администрация Омского муниципального района после передачи ей полномочий в части организации теплоснабжения подобные действия не совершала.
В приведенной связи, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконном бездействий Администрация Омского муниципального района Омской области в части организации теплоснабжения спорного дома и возложении на последнею обязанности организовать подобное теплоснабжение.
При этом, ссылку в апелляционной жалобе на несоответствие выводов суда положениям ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ и п. 20 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку указанные нормы, касаясь порядка эксплуатации тепловых сетей, не освобождают органы местного самоуправления от исполнения обязательств по организации теплоснабжения, в том числе и альтернативным путем.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Между тем положения п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, п. 4 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ налагают на органы местного самоуправление лишь организацию теплоснабжения, в связи с чем резолютивная часть решения подлежит редакционному уточнению.
В целом, по изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые выдвигались стороной ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, мотивы их необоснованности приведены в решении суда и настоящем апелляционном определении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При этом судебная коллегия в силу ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ не находит оснований для рассмотрения дела за пределами доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 326, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора Омского района от апелляционного представления на решение Омского районного суда Омской области от 30 июня 2014 года, апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора Омского района прекратить.
Абзац первый резолютивной части решения Омского районного суда Омской области от 30 июня 2014 года редакционно уточнить, изложив его в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, выразившееся в ненадлежащей организации обеспечения теплоснабжения потребителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, д.п. Чернолучинский, ул. " ... " д. " ... " ."
Решение Омского районного суда Омской области от 30 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.