Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
и судей Дьякова А.Н., Зубовой Е.А.
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Центрального районного суда г. Омска от 18 июля 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконными действия открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" в лице Омского филиала по предоставлению потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязать открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" в лице Омского филиала прекратить действия по предоставлению потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязать открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" в лице Омского филиала довести в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области обратилось в суд с иском к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" о признании действий противоправными, указывая в обоснование на поступление к ним обращений граждан на действия ответчика ОАО "ТГК N 11", выразившиеся в непредставлении платежных квитанций за коммунальные услуги в срок до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Из Государственной жилищной инспекции Омской области поступил административный материал внеплановой документарной проверки в отношении ответчика по факту нарушения сроков доставки квитанций гражданам г. Омска за предоставленные коммунальные услуги (горячее водоснабжение, отопление), проведенной на основании требования прокуратуры Омской области, в связи с поступившим вопросом в редакцию газеты "Ореол" N 9 (789) от 26.02.2014.
За январь 2014 года доставка платежных квитанций ОАО "ТГК N11" населению г. Омска была осуществлена лишь с 03.02.2014.
Объективные причины смещения сроков доставки платежных документов связаны с проведением корректировки размера платы за тепловую энергию по фактическим показаниям общедомовых приборов учета за истекший 2013 год, с отражением результата в квитанциях за январь 2014 года. Учитывая время, необходимое для принятия от потребителей показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета, занесение их в базу данных для корректного начисления размера платы, срок закрытия расчетного месяца, формирования и печати платежных документов увеличивается.
По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о привлечении ОАО "ТГК N11" к административной ответственности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ, внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Просили признать действия ОАО "ТГК N11" в части доставки населению г. Омска платежных документов за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, отопление) позднее 1-го месяца, следующего за истекшим расчетным периодом противоправными и обязать прекратить указанные действия. В случае удовлетворения заявленного требования обязать в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Буйвол Н.Б. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОАО "ТГК N11" Марыкина А.В. иска не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ОАО "ТГК N11", ссылаясь на недоказанность нарушения прав потребителей действиями общества, поскольку при несвоевременной доставке квитанций пени за просрочку платежа не начисляются. Кроме того, обязанность потребителя оплачивать предоставленные услуги не зависит от предоставления ему платежного документа, так как потребитель, действуя добросовестно, может обратиться в ресурсоснабжающую организацию за получением квитанции или произвести расчет самостоятельно. Указывает, что ресурсоснажающая организация является исполнителем услуг только в случае избрания гражданами непосредственного способа управления многоквартирным домом, ввиду чего фактически истцом подано исковое заявление в защиту определенного круга лиц и ему необходимо было доказать наличие уважительных причин, по которым граждане не могут самостоятельно обратиться в суд.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, просит оставить решение без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.105-109), в судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГУП "Почта России", о причинах неявки не сообщил, доказательства уважительности этих причин не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ОАО "ТГК N11" по доверенности Демчук Ю.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области по доверенности Буйвол Н.Б., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно положениям ч.1 ст.153, ст.155 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 06.05.2011 года N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" является гарантирующим поставщиком тепловой энергии на территории города Омска.
На основании обращений граждан Управлением Роспотребнадзора по Омской области проведено административное расследование по материалам внеплановой документарной проверки Государственной жилищной инспекции Омской области, в ходе которого установлено, что ОАО "ТГК N 11" в нарушении приведенных выше правовых норм, предоставляя потребителям квитанций по оплате услуг с нарушением установленных законодательством сроков. По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление от 20.05.2014 о привлечении ОАО "ТГК N11" к административной ответственности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Выявленные нарушения послужили поводом для обращения Управлением Роспотребнадзора по Омской области в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями о признании названных действий ОАО "ТГК N 11" незаконными, возложении обязанности прекратить указанные действия.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы истца о нарушениях ответчиком сроков предоставления потребителям соответствующих платежных документов нашли свое подтверждение, признав действия ОАО "ТГК N 11" в данной части незаконными, возложив на них обязанность прекратить указанные действия.
Судом установлено, что 17.04.2013 между ОАО "ТГК N 11" и ФГУП "Почта России" был заключен договор возмездного оказания услуг, по условиям которого ФГУП "Почта России" обязалось оказывать услуги по доставке неконвертированных счетов-квитанций за тепловую энергию и горячее водоснабжение населению города Омска для нужд ОАО "ТГК N 11". Услуги по доставке квитанций населению должны быть оказаны исполнителем в течение пяти календарных дней с момента их получения от заказчика. Договор был заключен на срок с 01.01.2013 по 31.12.2013.
На период с 01.01.2014 по 31.12.2014 между указанными сторонами заключен новый договор возмездного оказания услуг от 08.05.2014, содержащий аналогичные условия.
Из представленных в материалы дела актов приема-передачи, письма заместителя директора Филиала ФГПУ "Почта России" от 14.07.2014 усматривается, что квитанции за январь 2014 года были переданы ответчиком в участок обмена Омского почтамта 03.02.2014, доставка квитанций производилась в соответствии с условиями договора до почтовых ящиков потребителей по 08.02.2014 включительно; за февраль 2014 года переданы 03.03.2014 и 05.03.2014, доставка производилась с 04.03.2014 по 11.03.2014 включительно; за март 2014 года переданы 28.03.2014 и 31.03.2014, доставка производилась с 29.03.2014 по 05.04.2014 включительно; за апрель 2014 года - 28.04.2014 и 05.05.2014, доставлялись по 05.05.2014 и 11.05.2014 включительно; за май 2014 года переданы 30.05.2014 и 02.06.2014, доставлялись по 04.06.2014 и 07.06.2014 включительно; за июнь 2014 года - 27.06.2014, доставка осуществлялась по 02.07.2014 включительно.
Таким образом, в период с января по май 2014 года нашли свое подтверждение факты передачи ответчиком квитанций в почтовую службу для доставки населению после первого числа месяца, следующего за расчетным, в связи с чем коллегия полагает доказанным нарушение ОАО "ТГК N 11" сроков предоставления населению платежных документов, установленных ч.2 ст.155 ЖК РФ и п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В приведенной связи являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о недоказанности несвоевременного предоставления квитанций населению.
При этом, подлежат отклонению указание подателя жалобы на необоснованность обращения Управления Роспотребнадзора по Омской области в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в силу положений ст.ст.40,46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" должностные лица органа, осуществляющего государственный надзор в области защиты прав потребителей, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, в том числе предъявлять в суды иски о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Ссылка в жалобе на наличие возможности определить круг лиц в защиту интересов которых уполномоченный орган обращается в суд, ввиду чего истцу необходимо было доказать наличие уважительных причин, по которым граждане не могут самостоятельно обратиться в суд, на законность постановленного решения не влияет, поскольку, учитывая значительное количество потребителей услуг ОАО "ТГК N 11", права которых нарушены, уполномоченный орган был вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
Ссылка подателя жалобы на то, что действиями общества права потребителей не нарушаются, поскольку при несвоевременной доставке квитанций пени за просрочку платежа не начисляются, обоснованными не могут быть признаны, поскольку законодатель установил данный срок также для обеспечения возможности населению своевременно выполнять свои обязанности по оплате коммунальных услуг - ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в связи с чем нарушение сроков предоставления платежных документов влечет нарушение прав потребителей своевременно узнать о начисленной плате и своевременно исполнить свои обязательства по оплате предоставленных организацией услуг.
При этом не может быть принято во внимание указание в жалобе на наличие у потребителя возможности обратиться в ресурсоснабжающую организацию за получением квитанции или произвести расчет самостоятельно, так как наличие у потребителя такой возможности не освобождает ресурсоснабжающую организацию от обязанности своевременно представить платежные документы.
При изложенном, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Управлением Роспотребнадзора по Омской области требований с возложением на ответчика обязанности через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 18 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.