Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Зубовой Е.А., Дьякова А.Н.,
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2014 года
дело по апелляционной жалобе Серковой Д.С. на решение Центрального районного суда г. Омска от 29 июля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Серковой Д. С. к Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о возложении обязанности предоставить место в детском образовательном учреждении, возмещении морального вреда отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серкова Д.С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Департаменту финансов и контроля Администрации г.Омска о возложении обязанности создать до 01.01.2015 место в муниципальном детском образовательном учреждении для ребенка, обязании допустить к бесплатному дошкольному образованию, взыскании " ... " руб. компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что имеет несовершеннолетнего ребенка - " ... " , " ... " года рождения. " ... " была принята на учет для получения ребенком места в детском саду N " ... " ЦАО г. Омска. До настоящего времени ребенок лишен возможности посещать детское образовательное учреждение.
В судебном заседании Серкова Д.С. и ее представитель Басов И.Г. иск поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента образования Администрации г. Омска, Администрации г. Омска, Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Серкова Д.С. просит решение суда отменить, принять новое решение, иск удовлетворить. Указывает, что решение суда противоречит Конвенции о защите прав ребенка, Конституции РФ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ФЗ "Об образовании". Указывает, что место в БДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления об устройстве ребенка в детский сад. Ответчик не заявлял ходатайство о приобщении каких-либо документов в качестве доказательств. Считает, что ответчиками не подтвержден факт укомплектования групп в БДОУ города Омска на 2013-2014 год. Групповые помещения детских садов продолжают сдаваться Администрацией города Омска в аренду. Кроме того, суд не учел тяжелое материальное положение семьи истца, факт комплектования детских садов детьми с более поздней датой рождения и постановкой на учет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона N 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).
Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67).
При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Данное положение было предусмотрено в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562 (действовавшего до 03.11.2013).
В силу п. 18 Положения о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией Департамента образования Администрации города Омска.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ранее был утвержден соответствующим приказом Департамента образования Администрации города Омска от 18.04.2011 N 86 (утратил силу в связи с изданием приказа Департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 N ДО/53).
Согласно пунктам 10, 11, 13, 21, 22 Положения, утвержденного приказом Департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 N ДО/53, комплектование Учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета. Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права. Преимущественное право на определение в учреждение имеют дети одиноких работающих родителей, дети педагогических работников бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации города Омска, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Детям педагогических работников, медицинских работников и обслуживающего персонала бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Омска, подведомственных Департаменту образования Администрации города Омска, место предоставляется во внеочередном порядке.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела следует, что Серкова Д.С. является матерью несовершеннолетнего " ... " , " ... " года рождения.
" ... " " ... " был зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников и поставлен в очередь для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении города Омска БДОУ г. Омска "Детский сад общеразвивающего вида N " ... " ".
Таким образом, на момент постановки на учет ребенку было менее 1 месяца. В настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Согласно ответу Администрации города Омска от " ... " , до " ... " зарегистрировано и не определено в БДОУ г. Омска "Детский сад общеразвивающего вида N " ... " " " ... " детей данного возраста, из них " ... " детей имеют право на первоочередное определение в дошкольное образовательное учреждение.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание, что ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п. 1.4 СанПиН).
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах.
Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 01.12.2011 на Администрацию города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение такого образования, в срок до 01.01.2015.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации города Омска от 30.03.2009 N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
В 2012 году открыто 29 дополнительных групп, в I квартале 2013 года открыто 7 дополнительных групп. В декабре 2012 года по условиям контракта завершено строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне "Кристалл" Кировского АО города Омска. Принимаются меры по восстановлению дошкольных образовательных учреждений по улицам Круговая, Энтузиастов, 6-я Линия, Любинская в городе Омске, в связи с чем произойдет увеличение количества мест для детей дошкольного возраста на 600 единиц.
На 01.09.2013 завершено строительство 2 зданий детских садов на 420 мест, завершено строительство пристроя к зданию БДОУ города Омска "Детский сад N 4" на 100 мест. Осуществляются проектно-изыскательские работы для строительства 5 зданий детских садов на 1450 мест и пристроя к 6 общеобразовательным организациям на 600 мест в 2014 году. Министерством образования Омской области проводятся мероприятия по приобретению 2 зданий детских садов на 465 мест на территории города Омска у инвестора на федеральные субсидии, срок ввода в эксплуатацию - октябрь 2014 года.
В подтверждение реализации указанных направлений ответчиком представлены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ, договоры поставки, платежные поручения об оплате выполненных работ, поставленного инвентаря, приказы и распоряжения об открытии групп.
Довод жалобы о том, что данные документы не предоставлялись ответчиком в материалы дела, несостоятелен. Как видно, часть документов опечатана представителем ответчика, они содержат оттиск штампа "Копия верна, Департамент образования Администрации города Омска, 23.07.14" (т.1 л.д.37-250, т.2 л.д.1-129) и подпись представителя ответчика, они представлены в суд 23.07.2014 вместе с ходатайством Степановой Я.В. о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (т.1 л.д.35) и отзывом на иск от 23.07.2014 (т.2 л.д.130).
Распоряжением Правительства Омской области от 24.04.2013 N 51-рп утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Омской области", предусматривающий мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях до 2018 года для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в том числе:
-строительство в 2013-2018 годах современных зданий для размещения дошкольных организаций, создающее не менее 28 тыс. мест для детей дошкольного возраста,
-пристройку в 2013-2015 годах зданий к действующим зданиям образовательных организаций, создающую не менее 500 мест для детей,
-приобретение в 2013-2018 годах в собственность Омской области, муниципальных образований Омской области зданий с земельными участками для размещения государственных и муниципальных дошкольных организаций, создающее не менее 380 мест для детей,
-организацию в 2013-2015 годах ремонтных работ, материально-техническое оснащение зданий и т.д., создающую не менее 3800 мест для детей.
Ссылки жалобы на то, что решение принято с учетом не соответствующих действительности, представленных Департаментом образования Администрации города Омска данных о комплектовании групп в БДОУ города Омска, являются необоснованными, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Принимая во внимание тот факт, что ликвидация нехватки мест в ДОУ требует значительных денежных вложений, в связи с чем в решении проблемы участвует субъект РФ, а также предпринятые ответчиком меры, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны Администрации города Омска и Департамента образования Администрации города Омска.
Учитывая вышеизложенное, ссылка истца на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении места для ребенка истца в детском дошкольном образовательном учреждении не установлен, суд первой инстанции обоснованно отказал во взыскании денежной компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Доводы жалобы относительно того, что групповые помещения продолжают сдаваться Администрацией города Омска в аренду, не могут быть приняты во внимание ввиду отсутствия надлежащих доказательств.
Ссылки жалобы на то, что ранее по гражданским делам с такими же основаниями и обстоятельствами удовлетворялись исковые требования, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Доводы жалобы относительно того, что судом не учтено тяжелое материальное положение семьи истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 29 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.