Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Подвязниковой Н.А. , Шукеновой М.А.
при секретаре Бетехтиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дмитриевой Т. М. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Дмитриевой Т. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска об отмене решения об уменьшении пенсии, взыскании удержанной суммы и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриева Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска об отмене решения об уменьшении пенсии, взыскании удержанной суммы и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что письмом от 18.03.2014 ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска уведомило ее об уменьшении в одностороннем порядке размера ее пенсии. При этом пенсия уменьшена с " ... " до " ... " с 01.04.2014г. Полагала, что основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
В судебном заседании Дмитриева Т.М. участия не принимала, ее представитель Дмитриев В.П. требования поддержал.
Представитель ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска Китова А.А. в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв, в котором полагала доводы истца необоснованными.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Дмитриева Т.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушения норм материального права, в частности, указала, что сведения о недостоверности ее заработка были получены 05.05.2014, что исключает возможность уменьшения пенсии с 01.04.2014. Кроме того, ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска не наделено полномочиями по проверки достоверности предоставляемых документов. Сослалась на ошибочность расчета. Также указала, что при расчете необходимо было исходить из размера заработной платы СССР, а не РСФСР. Кроме того, сослалась на несоблюдение при принятии учреждением оспариваемого решения положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях". Указала на пропуск ответчиком срока конвертации и оценки пенсионных прав.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска полагает доводы, в ней приведенные, необоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при вынесении обжалуемого определения не допущено.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3, п. 4 либо в порядке п. 6 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП ? расчетный размер трудовой пенсии;
СК ? стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. ст. 27-28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР ? среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП ? среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП ? среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Как следует из материалов дела, 07.12.2006 Дмитриева Т.М. , " ... " года рождения, обратилась в ГУ - УПФР по ЦАО г. Омска с заявлением о назначении ей пенсии по старости.
Решением учреждения от 15.12.2006 заявление Дмитриевой Т.М. было удовлетворено в полном объеме.
При расчете пенсии Дмитриева Т.М. выбрала порядок определения расчетной части пенсии, установленного п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Периодом определения среднего заработка Дмитриева Т.М. выбрала с 01.01.1989 по 31.12.1993, представив соответствующие сведения о заработной плате за указанный период, при этом размер ее заработной платы за май, октябрь, ноябрь 1993 просила указать равным нулю.
18.03.2014 в адрес Дмитриевой Т.М. ГУ - УПФР в ЦАО г. Омска направило письмо, которым уведомило последнюю, что при назначении пенсии был неверно учтен заработок. При проведении тематической проверки заработок был приведен в соответствии с пенсионным законодательством и с 01.04.2014 составил " ... " Получение указанного письма Дмитриева Т.М. не отрицала.
Уменьшение размера пенсии послужило основанием для обращения Дмитриевой Т.М. в суд за защитой своих прав.
Согласно тексту искового заявления, отзыву ответчика на него, а также содержанию апелляционной жалобы, фактически несогласие Дмитриевой Т.М. сводится к определению соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП). Значения формулы СК (стажевый коэффициент), СЗП (среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года) ею не оспариваются.
Согласно трудовой книжке в указанный период Дмитриева Т.М. работала на Омском агрегатном заводе им. В.В. Куйбышева (в настоящий момент носит наименование ОАО "Омскагрегат").
В соответствии с архивной справкой ГУ ГАОО от 07.12.2006 заработная плата Дмитриевой Т.М. за 1989 год составила: январь ? " ... " , февраль ? " ... " , март ? " ... " , апрель ? " ... " , май ? " ... " , июнь ? " ... " , июль ? " ... " , август ? " ... " , сентябрь ? " ... " , октябрь ? " ... " , ноябрь ? " ... " , декабрь ? " ... "
Итого, заработная плата за 1989 год составила " ... "
За 1990 год заработная плата Дмитриевой Т.М. составила: январь ? " ... " , февраль ? " ... " , март ? " ... " , апрель ? " ... " , май ? " ... " , июнь ? " ... " , июль ? " ... " , август ? " ... " , сентябрь ? " ... " , октябрь ? " ... " , ноябрь ? " ... " , декабрь ? " ... "
Итого, заработная плата за 1990 год составила " ... "
За 1991 год заработная плата Дмитриевой Т.М. составила: январь ? " ... " , февраль ? " ... " , март ? " ... " , апрель ? " ... " , май ? " ... " , июнь ? " ... " , июль ? " ... " , август ? " ... " , сентябрь ? " ... " , октябрь ? " ... " , ноябрь ? " ... " , декабрь ? " ... "
Итого, заработная плата за 1991 год составила " ... "
За 1992 год заработная плата Дмитриевой Т.М. составила: январь ? " ... " , февраль ? " ... " , март ? " ... " , апрель ? " ... " , май ? " ... " , июнь ? " ... " , июль ? " ... " , август ? " ... " , сентябрь ? " ... " , октябрь ? " ... " , ноябрь ? " ... " , декабрь ? " ... "
Итого, заработная плата за 1992 год составила " ... "
За 1993 год заработная плата Дмитриевой Т.М. составила: январь ? " ... " , февраль ? " ... " , март ? " ... " , апрель ? " ... " , май ? " ... " , июнь ? " ... " , июль ? " ... " , август ? " ... " , сентябрь ? " ... " , октябрь ? " ... " , ноябрь ? " ... " , декабрь ? " ... "
Итого, заработная плата за 1993 год составила " ... "
В целом, заработная плата Дмитриевой Т.М. за период с 01.01.1989 по 31.12.1993 составила " ... " , соответственно, среднемесячная заработная плата Дмитриевой Т.М. за указанный период составила " ... " ( " ... " / 60 мес.), что составляет значение ЗР.
В соответствии с письмом Госкомстата России от 21.08.1997 N ВС-1-21/1945 среднемесячная заработная плата в РСФСР в 1989 году составила 263 руб., таким образом, за 1 год средняя заработная плата составила 3 156 руб. (263 руб. * 12 мес.).
В 1990 году среднемесячная заработная плата в РСФСР составила 303 руб., таким образом, за 1 год средняя заработная плата составила 3 636 руб. (303 руб. * 12 мес.)
За 1991 год среднемесячная заработная плата составила: январь ? 308 руб., февраль ? 294 руб., март ? 337 руб., апрель ? 373 руб., май ? 438 руб., июнь ? 493 руб., июль ? 541 руб., август ? 548 руб., сентябрь ? 613 руб., октябрь ? 703 руб., ноябрь ? 839 руб., декабрь ? 1 195 руб. Всего за 1 год средняя заработная плата составила 6 682 руб.
За 1992 год среднемесячная заработная плата составила: январь ? 1 438 руб., февраль ? 2 004 руб., март ? 2 726 руб., апрель ? 3 052 руб., май ? 3 675 руб., июнь ? 5 067 руб., июль ? 5 452 руб., август ? 5 876 руб., сентябрь ? 7 379 руб., октябрь ? 8 853 руб., ноябрь ? 10 576 руб., декабрь ? 16 071 руб. Всего за 1 год средняя заработная плата составила 72 169 руб.
За 1993 год среднемесячная заработная плата составила: январь ? 15 341 руб., февраль ? 19 069 руб., март ? 23 559 руб., апрель ? 30 562 руб., май ? 37 505 руб., июнь ? 47 371 руб., июль ? 55 995 руб., август ? 65 408 руб., сентябрь ? 80 897 руб., октябрь ? 93 000 руб., ноябрь ? 101 495 руб., декабрь ? 141 218 руб. Всего за 1 год средняя заработная плата составила 711 420 руб.
Таким образом, заработная плата по стране за период с 01.01.1989 по 31.12.1993 составила 797 063 руб., соответственно, среднемесячная заработная плата за указанный период составила 13 284,38 руб. (797 063 руб. / 60 мес.), что составляет значение ЗП.
Таким образом, соотношение ЗР / ЗП будет составлять 0,76 ( " ... " / " ... " руб.).
Между тем, при первичном исчислении расчетной части пенсии Дмитриевой Т.М. соотношение ЗР / ЗП при тех же исходных данных было определено как 1,22, что свидетельствует об ошибочности произведенного расчета.
При этом, за 1989 и 1990 года среднемесячная зарплата была взята не по РСФСР, а по СССР, что также является ошибочным, исходя из следующего.
Как уже указывалось выше, в оспариваемый период Дмитриева Т.М работала на Омском агрегатном заводе им. В.В. Куйбышева (ныне ОАО "Омскагрегат"). Факт его расположения на территории Омской области стороны не оспаривают.
В силу ст. 71 Конституции РСФСР 1978 года Омская область входила в состав РСФСР.
Согласно Договору об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принятом на I Съезде Советом Союза Советских Социалистических Республик 30.12.1922, СССР был образован в результате объединения РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. При этом в ведение Союза ССР относились вопросы внешней политики и установление общих начал в правовом регулировании, в том числе в области трудового права. При этом, за каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза.
Согласно ст. 70 Конституции СССР 1977 года Союз Советских Социалистических Республик ? единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик, к которым относится и РСФСР.
При этом, принцип разграничения ведений между Союзом ССР и союзной республикой, установленный ст. 73 Конституции СССР 1977 года, соотносится с заложенным в Договоре об образовании СССР 1922 года.
В силу ст. 76 Конституции СССР 1977 союзная республика ? суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.
Вне пределов, указанных в ст. 73 Конституции СССР 1977 года, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.
Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.
В силу ст. 77 Конституции СССР 1977 года союзная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.
Союзная республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, союзная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.
Согласно ст. 68 Конституции РСФСР 1978 года Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика ? суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения наций, на основе добровольности и равноправия вместе с остальными союзными республиками объединилась в Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство.
Исходя из этого, РСФСР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР.
Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, РСФСР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.
При этом в силу ст. 69 Конституции РСФСР 1978 года, ст. 72 Конституции СССР 1977 года установлен принцип свободного выхода союзной республики из состава СССР.
Таким образом, РСФСР, как союзная республика, являлась в оспариваемый период суверенным самостоятельным государством, которое делегировало часть своих полномочий Союзу ССР.
При этом, согласно ст. 16 Конституции РСФСР 1978 года экономика РСФСР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
При этом, по смыслу ст. ст. 152-157 Конституции РСФСР 1978 года разработка, принятие, исполнение и утверждение отчета об исполнении государственного плана экономического и социального развития РСФСР находится в ведении органов государственной власти РСФСР.
Также согласно ст. ст. 158-162 Конституции РСФСР 1978 года республиканский бюджетный процесс находится в компетенции органов государственной власти союзной республики.
В силу ст. 38 Конституции РСФСР 1978 года граждане РСФСР имеют право на труд, ? то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, ? включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Согласно ст. 41 Конституции РСФСР 1978 года граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Таким образом, трудовое и пенсионное регулирование с учетом самостоятельности экономики РСФСР, хоть и являвшейся частью экономики СССР, являлось предметом ведения союзной республики.
Кроме того, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2015-1 Договор об образовании СССР 1922 года был денонсирован, то есть было реализовано право РСФСР о выходе из Союза ССР.
Также Законом РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 РСФСР была переименована в Российскую Федерацию (Россию). При этом Конституция РСФСР 1978 года прекратила свое действие в связи с принятием 12.12.1993 Конституции РФ.
В приведенной связи, в контексте п. 3 ст. 30 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в части определения значения ЗП ? среднемесячная заработная плата в Российской Федерации ? необходимо руководствоваться показателями РСФСР, а не СССР, доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно Соглашению от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", Решению Совета Глав СНГ от 21.12.1991 Российская Федерация (РСФСР) стала правопреемникам СССР лишь в области международной деятельности, что следует из Письма МИД РФ от 13.01.1992 N 11/ Угп, что также исключает суждение об исключительной применимости экономических показателей СССР при оценке пенсионных прав.
Применительно к настоящему делу, согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, не позднее 01 января 2013 года.
Между тем, в силу п. 1 ст. 30 указанного закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК ? величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП ? расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей ? размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T ? ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости
При этом показатель РП рассчитывается по формуле (применительно к настоящему делу), указанной в п. 3 данной статьи, то есть РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП.
Таким образом, оценка пенсионных прав Дмитриевой Т.М. была осуществлена 15.12.2006 ? в дату вынесения решения о назначении ей пенсии по старости.
Между тем, в силу п. 10 ст. 37 Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе, приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Таким образом, выявленные недостатки в расчете пенсии Дмитриевой Т.М. , указанные в письме ответчика от 18.03.2014, являются ошибками в контексте указанной нормы, что исключает суждение о пропуске ГУ - УФПР в ЦАО г. Омска срока в части оценки пенсионных прав.
Кроме того, согласно постановленному решению, основанием для уменьшения ранее назначенной Дмитриевой Т.М. пенсии, являлось предоставление последней недостоверной информации о заработной плате при назначении трудовой пенсии.
Однако указанные сведения были выявлены только 05.05.2014, что следует из акта фонда от 05.05.2014 и архивной справки от 12.05.2014.
При изложенном, указанные обстоятельства не могли быть причиной уменьшения пенсии Дмитриевой Т.М. с 01.04.2014 ввиду их позднего получения, в связи с чем, вывод суда в данной части не соответствует обстоятельствам дела.
Между тем, указанное нарушение не может повлечь отмену постановленного решения , поскольку, как уже указывалось выше, действия ГУ - УПФР в ЦАО г. Омска по уменьшению пенсии Дмитриевой Т.М. с 01.04.2014 носили законный и обоснованный характер. Однако суждения суда первой инстанции в данной части подлежат исключению из мотивировочной части решения.
Кроме того, согласно письму от 28.07.2014 направленному ГУ - УФПР в ЦАО г. Омска в адрес истицы следует, что учреждением истребована справка о заработной плате Дмитриевой Т.М. за период с 1971 по 1988 год. По заявлению на перерасчет с учетом данного заработка и выбору конкретного, более выгодного периода Дмитриевой Т.М. пенсия может быть пересчитана.
Также судебная коллегия не может принять во внимание требование о незаконности решения ГУ - УПФР в ЦАО г. Омска от 23.07.2014 о снижении пенсии Дмитриевой Т.М. , поскольку указанное требование является самостоятельным, оно не было заявлено в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, что в силу ч. 2 ст. 322 ГПК РФ исключает возможность его рассмотрения в рамках настоящего дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.