Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре К.Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
08 октября
2014 года
дело по апелляционным жалобам ответчиков государственного предприятия Омской области "Любинское дорожное ремонтно-строительное управление", Министерства развития транспортного комплекса Омской области на решение Любинского районного суда Омской области от 19 июня 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Любинского района удовлетворить.
Признать не в полной мере отвечающей предъявляемым требованиям деятельность государственного предприятия Омской области "Любинское дорожное ремонтно-строительное управление", казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области, Министерства развития транспортного комплекса Омской области в части проведения ремонта автомобильной дороги "Любинский-Алексеевка" на участке "Мокшино-Алексеевка" в целях приведения ее в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности, в части установления требуемых дорожных знаков.
Обязать Государственное предприятие Омской области "Любинское дорожное ремонтно-строительное управление", казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", Министерства развития транспортного комплекса Омской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности на автомобильной дороге "Любинский-Алексеевка" на участке "Мокшино-Алексеевка" в срок до 01.10.2014.
Взыскать с Государственное предприятие Омской области "Любинское дорожное ремонтно-строительное управление", казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" госпошлину в доход бюджета Любинского муниципального района в размере 2000 рублей с каждого".
Заслушав доклад судьи областного суда Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Любинского района Омской области обратился с иском к Государственному предприятию Омской области "Любинское дорожно-строительное управление" (далее по тексту ГП Омской области "Любинское ДРСУ"), казенному учреждению Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее по тексту КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства"), Министерству развития транспортного комплекса Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия надлежащих мер по обеспечению дорожного движения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Любинский-Алексеевка" были выявлены следующие нарушения: на автомобильной дороге общего пользования участок "Мокшино-Алексеевка" имеются признаки разрушения дорожного полотна и отсутствуют дорожные знаки. Указанные нарушения препятствуют нормальной работе машины скорой помощи БУЗОО "Любинское ЦРБ", затруднен подвоз несовершеннолетних детей учащихся в МБОУ "Алексевская СОШ", кроме того с 07 апреля 2012 года сокращен маршрут автобуса "Любинский-Алексеевка" в связи с невозможностью проезда до конечной остановки.
Просил признать незаконным бездействие ГП Омской области "Любинское ДРСУ", КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства", Министерства развития транспортного комплекса Омской области по ненадлежащему содержанию автомобильной дороги "Любинский-Алексеевка" на участке "Мокшино-Алексеевка", по не проведению ремонта указанной дороги в целях ее приведения в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности, по не установлению дорожных знаков; возложить обязанность на ГП Омской области "Любинское ДРСУ", КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства", Министерство развития транспортного комплекса Омской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге "Любинский-Алексеевка" участок "Мокшино-Алексеевка" путем проведения ремонтных и восстановительных работ, а также установления необходимых дорожных знаков в срок до 01 октября 2014 года.
В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Омской области Желыбалова А.Ю. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГП Омской области "Любинское ДРСУ" Н.А. , действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично. Суду пояснил, что денежные средства на ремонт указанного участка дороги выделяются Министерством имущественных отношений. Ремонт проводится в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Разрушение дорожного полотна происходит по вине большегрузных машин, которые зачастую нагружены выше допустимых пределов, указанные нарушения должны контролироваться и устраняться органами ГИБДД. Полагает, что требования о бездействии заявлены необоснованно, так как ремонт дороги проводится.
Представитель ГП Омской области "Любинское ДРСУ" П.С. , действующий на основании доверенности, дополнительно пояснил, что ответчиком ежегодно принимаются меры по содержанию указанной дороги, в мае 2014 года были установлены дорожные знаки.
Представитель КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства" З.Е. , действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать. Суду пояснила, что Управление является некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является деятельность по выполнению функций государственного заказчика в сфере осуществления дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования. Объемы бюджетных средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог, доводятся до сведения учреждения Министерством транспорта. С 2010 по 2014 годы государственные контракты на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог были заключены с Любинским ДРСУ. В 2013 году на ремонт дороги "Любинский-Алексеевка" было выделено 1406717 рублей, в 2014 лишь 391464 рублей. Ремонт дорог производился, денежные средства освоены. Считает, что ответчиками были приняты все меры по надлежащему содержанию дороги, в том числе на участке "Мокшино-Алексеевка".
Представитель Министерства развития транспортного комплекса Омской области К.А. , действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в конце апреля 2014 года ГП Омской области "Любинское ДРСУ" выполнило работы по устранению дефектов покрытия, профилировке проезжей части и обочин, ликвидации несанкционированных съездов, установлены дорожные знаки, кроме того комплекс работ по содержанию автодороги на участке "Мокшино-Алексеевский" выполняется ежегодно в пределах финансирования из бюджета.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГП Омской области "Любинское ДРСУ" Н.А. , действующий на основании доверенности, просит решение суда первой инстанции отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд в нарушение положений ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса вышел за пределы заявленных истцом требований. Выводы суда о бездействии ответчиков противоречат обстоятельствам по делу и представленным суду доказательствам. В установленные судом сроки привести дорогу в соответствие со стандартами не представляется возможным, так как внесены изменения в государственную программу Омской области "Развитие транспортной системы Омской области" и производство работ требует значительных затрат.
В апелляционной жалобе представитель Министерства развития транспортного комплекса Омской области К.А. , действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение применения норм материального и процессуального права. Приводит доводы аналогичные апелляционной жалобе представителя ГП Омской области "Любинское ДРСУ".
В возражениях на апелляционную жалобу ГП Омской области "Любинское ДРСУ" прокурор Любинского района Омской области полагает, что доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными. Суд принял решение по заявленным истцом требованиям. Срок для устранения нарушений является разумным, кроме того ответчики не лишены права обращаться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителей ГП Омской области "Любинское ДРСУ" Н.А. , Министерства развития транспортного комплекса Омской области К.А. , действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора отдела прокуратуры Омской области П.В. , полагавшей решение районного суда законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии со ст. 5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются, в том числе на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Комитетом по управлению имуществом в Омской области вынесено распоряжение от 12 октября 2001 года N 362-к, в соответствии с которым автомобильная дорога "Любинский-Алексеевка" передана в оперативное управление КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства".
Распоряжением Правительства Омской области от 26 марта 2008 года N 38-рп (ред. от 10.04.2013) утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, к которым относится в том числе автомобильная дорога "Любинский-Алексеевка" с инвентарным номером 52 ОП МЗ Н-163, протяженностью, 39,7 км., включающая в себя участок автомобильной дороги "Мокшино-Алексеевка" протяженностью 16 км.
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из технического задания на период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года, являющегося приложением к государственному контракту N 283СТ-2013 от 27.12.2013 года, следует, что ГП "Любинское ДРСУ" выполняет государственный заказ на средства областного бюджета по выполнению комплекса вышеназванных работ, в том числе, на участке автомобильной дороги "Любинский-Алексеевка", протяженностью 39,7 км.
Согласно ч. 1,2, ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьями 17 и 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными названными статьями.
На основании обращения прокуратуры Омской области отделом автодорожного надзора УГАНД по Омской области 11 апреля 2014 года было проведено обследование автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Любинский-Алексеевка" на участке "Мокшино-Алексеевка". По результатам проверки установлено, что на всем протяжении участка дороги отсутствуют дорожные знаки 6.13 "Километровый знак", имеющиеся дорожные знаки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52290-2004; на 27 км. проезжая часть имеет просадки и выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые нормы и не соответствует требования п. 3.1.2 ГОСТ Р50597-93; от 27 км. - покрытие разрушено на всем протяжении дороги, наличие просадок и выбоин по глубине до 30 см., образование пучин и колейности, что не соответствует требованиям п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, наличие деформации на грунтовой не укрепленной обочине, из-за проезда транспортных средств образование колеи, занижение обочины на отдельных участках проезжей части до 15 см. Кроме того, установлено, что в весенне-летний период 2013 года работы по обеспечению бесперебойного и безопасного движения в рамках технического задания к Государственному контракту N 16СТ-2011 на участке "Мокшино-Алексеевка" автодороги "Любинский-Алексеевка" не проводились. На всем протяжении обследования участка "Мокшино-Алексеевка" движение автотранспорта затруднено, проезд осуществляется по грунтовой не укрепленной обочине, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и несет прямую угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем не обеспечено выполнение п. 4.1.1 Государственного контракта N 283 СТ-2013.
Следствием ненадлежащего исполнения возложенных на ответчиков обязанностей явилось невозможность обеспечения проезда скорой помощи из БУЗОО "Любинское ЦРБ" в с. Алексеевка для оказания неотложной помощи жителям населенного пункта, в связи с нарушением требований к безопасности перевозки пассажиров затруднен подвоз несовершеннолетних детей учащихся в МБОУ "Алексевская СОШ", а также с 07 апреля 2012 года сокращен маршрут автобуса "Любинский-Алексеевка" в связи с невозможностью проезда до конечной остановки. Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими доказательствами, оценка которым дана судом с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Утверждения ответчиков о том, что необходимые меры по ремонту и содержанию автомобильной дороги были ими выполнены, опровергается данными, содержащимися в общем журнале производства работ, копия которого имеется в материалах дела, где последняя запись датирована 27 марта 2014 года, в наименовании работ указано уборка снежных валов автогрейдером с разворотами.
Представленные суду документы за 2009-2013 годы о выполнении работ на указанном участке автомобильной дороги не свидетельствуют о выполнении ответчиками действий направленных на устранение нарушений, выявленных в результате проверки, проведенной 11 апреля 2014 года.
Исходя из положений приведенных правовых норм и установленных фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что деятельность ГП Омской области "Любинское ДРСУ", КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства", Министерства развития транспортного комплекса Омской области по проведению ремонта автомобильной дороги "Любинский-Алексеевка" на участке "Мокшино-Алексеевка" не отвечает требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и постановил законное решение о возложении обязанности по устранению указанных нарушений в срок до 01 октября 2014 года.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает возможным исключить из резолютивной части решения районного суда суждение о признании деятельности ответчиков не в полной мере отвечающей предъявляемым требованиям, как противоречащее ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Ссылка ответчиков на неразумность установленного судом срока не может быть принята во внимание с учетом того, что решение суда первой инстанции было постановлено 19 июня 2014 года.
Доводы ответчиков о недостаточности финансирования для проведения указанных работ также не могут повлиять на законность постановленного решения, так как от указанного обстоятельства не может быть поставлена в зависимость безопасность, жизнь и здоровье лиц, использующих указанный участок дороги для проезда до населенного пункта.
Доводы апелляционных жалоб о том, что суд при рассмотрении дела в нарушение требований ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ вышел за пределы заявленных требований, являются не состоятельными.
Исходя из заявленных прокурором требований, с учетом положений ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, возлагающих на суд обязанность всестороннего и полного исследования доказательств, определения юридически значимых для дела обстоятельств и правильного применения законодательства, суд проверил и дал юридическую оценку действиям (бездействию) ответчиков в полном объеме в соответствии с требованиями норм материального закона, регулирующих спорные правоотношения, что соответствует ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного решения по доводам, приведенным в апелляционных жалобах, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Изложить абзац второй резолютивной части решения Любинского районного суда Омской области от 19 июня 2014 года в следующей редакции:
"Признать не отвечающей предъявляемым требованиям деятельность государственного предприятия Омской области "Любинское дорожное ремонтно-строительное управление", казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области, Министерства развития транспортного комплекса Омской области в части проведения ремонта автомобильной дороги "Любинский-Алексеевка" на участке "Мокшино-Алексеевка" в целях приведения ее в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности, в части установления требуемых дорожных знаков".
В остальной части решение Любинского районного суда Омской области от 19 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.