Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе: председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю. , Поповой Э.Н.
при секретаре: Будкевич О.А.
рассмотрела в судебном заседании от " ... " дело по апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Петрова С.Е. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " с исправлением описки от " ... " , которым постановлено: "Исковые требования Чемовой О. Б. к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о возложении обязанности по предоставлению единовременной компенсационной выплаты удовлетворить.
Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предоставить денежные средства в размере " ... " бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации для последующего перечисления в бюджет О. области и выплаты через Министерство здравоохранения О. области Чемовой О.Б. единовременной компенсационной выплаты в размере " ... " .
Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Чемовой О.Б. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " , расходы по оплате составления искового заявления в размере " ... " , всего " ... " .
Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинского страхования государственную пошлину в бюджет " ... " в размере " ... " ".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю. , судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
УСТАНОВИЛА:
Чемова О.Б. обратилась с иском к Министерству здравоохранения О. области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов О. области о возложении обязанности по предоставлению единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование указала, что с " ... " работает в БУЗО N " ... " и имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере " ... " как медицинский работник, прибывший на работу в сельскую местность. На основании решения Центрального районного суда г. Омска от " ... " между ней и Министерством здравоохранения О. области " ... " был заключен договор об осуществлении единовременной компенсационной выплаты. Согласно п. 7 договора Министерство обязалось предоставить ей единовременную компенсационную выплату в размере " ... " за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджета О. области в равных в течение 30 дней со дня заключения договора.
Министерство здравоохранения О. области и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования производить выплату отказываются. Данный отказ считает незаконным.
Уточнив требования, просила обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и Министерство финансов О. области перечислить ей в равных долях единовременную компенсационную выплату в размере " ... " , взыскать судебные расходы.
Чемова О.Б. в судебном заседании пояснила, что " ... " Министерством здравоохранения О. области ей произведена выплата в размере " ... " , в связи с чем, требования к Министерству здравоохранения не поддержала. Просила обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предоставить ей в установленном порядке оставшуюся невыплаченную часть единовременной компенсационной выплаты в размере " ... " .
Представитель Министерства здравоохранения О. области - Гаура С.Н. указала, что с их стороны выплата произведена в размере " ... " . Остальная часть единовременной компенсационной выплаты в размере " ... " является расходным обязательством ФФОМС.
Представитель Министерства финансов О. области Положенцева С.Ю. указала, что Министерство финансов непосредственно не осуществляет выплаты из областного бюджета, а проводит операции по лицевым счетам, открытым главным распорядителям средств областного бюджета. " ... " обязанности Министерства здравоохранения исполнены в полном объеме. Для полного исполнения обязанности по предоставлению Чемовой О.Б. единовременной компенсационной выплаты, необходимо обязать ФФОМС предоставить бюджету территориального фонда денежные средства в виде иных межбюджетных трансфертов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджет субъекта Российской Федерации - О. области. Из бюджета О. области денежные средства перечисляются для выплаты через Министерство здравоохранения О. области Чемовой О.Б.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Петров С.Е. с решением суда не согласен частично, просит его отменить. Указал на описки в решении суда. Не согласен с взысканием с Федерального фонда медицинского страхования госпошлины.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке ( л.д. 124).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
С 2012 года в России действует программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности.
Согласно ч. 12.1. ст. 51 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Обязательным условием для получения указанных выплат является наличие двух заключенных договоров, а именно - трудового договора между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Из материалов дела следует, что Чемова О.Б. с " ... " работает N " ... " амбулаторно-поликлинического подразделения в БУЗОО N " ... "
Решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " на Министерство здравоохранения О. области возложена обязанность заключить с Чемовой О.Б. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере " ... " . Решение вступило в законную силу 19.03.2014.
" ... " Министерство здравоохранения О. области заключило с Чемовой О.Б. договор N " ... " как с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (л.д. 9-10).
Согласно п. 7 договора единовременная компенсационная выплата в размере " ... " производится в равных долях за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджета О. области.
В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Согласно п. 3 ч. 12.1 ст. 51 названного закона договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты должен был отвечать следующим условиям:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
На момент заключения с истцом договора в числе данных условий не было предусмотрено, что указанная выплата не будет производиться в случае получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недостаточного финансирования на выплату компенсаций.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Омской области от 10.02.2012 N 30-п "О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам" Министерство на основании заключенного договора с медицинским работником и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области представляют в ФФОМС заявку на получение иных межбюджетных трансфертов по форме, установленной ФФОМС.
Материалами дела установлено, что 08.04.2014 Министерством здравоохранения Омской области в соответствии с п. 2 постановления через ТФОМС направлена заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на май 2014 года (л.д. 28).
В соответствии с письмом ФФОМС от " ... " Чемовой О.Б. , как медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2012 году, не может быть произведена единовременная компенсационная выплата в 2014 году, поскольку финансовое обеспечение предоставления данных выплат завершено (л.д. 11).
В соответствии с п. 17 ч. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13 ноября 2007 года N 133, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ Министерство является главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств областного бюджета).
Как следует из материалов дела, для решения вопроса об исполнении расходного обязательства бюджета О. области в размере " ... " Министерство здравоохранения обратилось в Министерство финансов О. области.
Установлено, что в период рассмотрения дела, " ... " Министерством здравоохранения О. области Чемовой О.Б. произведена часть единовременной компенсационной выплаты выплата в размере " ... " , что подтверждается платежным поручением N " ... " от " ... " (л.д. 69).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Закона N 326-ФЗ финансирование второй части единовременной компенсационной выплаты является расходным обязательством ФФОМС.
Вместе с тем, как следует из содержания переписки Министерства здравоохранения и ФФОМС, последний отказывается исполнить обязанность по перечислению иных межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления единовременной компенсационной выплаты Чемовой О.Б.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, объяснения сторон, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе рассмотрения дела по существу, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Омской области от 10.02.2012 N 30-п 46 " О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам", принимая во внимание, что у истца право на получение единовременной компенсационной выплаты возникло в 2012 году, признал недействительным отказ ФФОМС в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, и обязал ФФОМС предоставить денежные средства в размере " ... " бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования О. области, которые в последующем должны быть выплачены Чемовой О.Б. Министерством здравоохранения О. области.
Удовлетворяя исковые требования Чемовой О.Б. , суд первой инстанции исходил из того, что обязательства, принятые на себя сторонами договора, согласно ст. 309-310 ГК РФ, должны исполняться надлежащим образом. Поскольку договор N " ... " о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет от " ... " не признан недействительным, является действующим, то стороны обязаны его исполнить.
Судебные расходы распределены по правилам ст. 98 ГПК РФ.
Оспаривая принятое по делу решение суда ФФОМС указал, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по данной категории судебных дел в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и с учетом правовой позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009.
В силу положений п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход соответствующего бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Поскольку заявленные в исковом заявлении требования вытекают из гражданско-правовых правоотношений между фондом и физическим лицом, ФФОМС не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Кроме того, согласно позиции изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" ФФОМС освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Ссылки в апелляционной жалобе о допущенной в резолютивной части решения суда описки в полном наименовании ФФОМС несостоятельны, поскольку определением суда от " ... " данная описка была самостоятельно исправлена судом первой инстанции.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 200 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым исправить в резолютивной части решения допущенную судом описку, указав наименование "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации" вместо "Территориального фонда медицинского страхования Омской области".
Данная описка в наименовании организации основанием к отмене решения суда не является.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены решения суда в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Омска от 25 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исправить описку, указав во втором абзаце резолютивной части решения "Территориальный фонд медицинского страхования Омской области" вместо "Территориального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.