Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю. ,
судей Подвязниковой Н.А. , Шукеновой М.А. ,
при секретаре Бетехтиной Е.С. ,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Горбатенко Н. В. на решение Омского районного суда Омской области от 23 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Горбатенко Н. В. к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании недействительными положений соглашения к договору аренды земельного участка от 19 марта 2014 года оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбатенко Н.В. с учетом уточненных требований обратился в суд к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании недействительными положений соглашения к договору аренды земельного участка, ссылаясь на то, что 14.12.2010 между ними ответчиком сроком на 3 года был заключен договор аренды N АЗ-20-719/2010 земельного участка площадью 1 200 кв.м., с кадастровым номером N " ... " , расположенного по адресу: Омская область, " ... " , стр. поз. 10 "б", относящийся к категории земель населенных пунктов для ведения индивидуальной жилой застройки. При этом размер арендной платы не был фиксированным и зависел от кадастровой стоимости земельного участка. 19.03.2014 Администрация предложила ему заключить соглашение к договору аренды, согласно которому срок аренды продляется до 15.02.2017, арендная плата увеличивается в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка. Полагал расчет арендной платы несоответствующим Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, поскольку указанным постановлением ее размер не может превышать 2 % от кадастровой стоимости.
В судебном заседании Горбатенко Н.В. , его представитель Винокурова Л.Г. требования поддержали.
Представитель Администрация Омского муниципального района Омской области Вишнивецкий В.В. в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв.
Треть лицо ? Министерство имущественных отношений Омской области, будучи надлежаще извещенным, в судебном заседании участия не принимало, явку представителей не обеспечило, отзыв на иск не представило.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Горбатенко Н.В. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие оснований для установления арендной платы выше 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу п. 3 указанной статьи, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно ч. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве своих доводов и возражений.
Как следует из материалов дела, 14.12.2009 между Омским муниципальным районом Омской области и Горбатенко Н.В. сроком на три года был подписан договор аренды N АЗ-20-719/2010 земельного участка с кадастровым номером N " ... " , расположенного по адресу: Омская область, " ... " , стр. поз. 10 "б", относящегося к категории земель населенных пунктов для размещения дома индивидуальной жилой застройки. В тот же день земельный участок был передан Горбатенко Н.В. на основании акта приема-передачи. Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке 15.02.2011. Размер арендной платы за год составлял " ... "
Пунктом 2.1 Договора аренды земельного участка установлено, что величина арендной платы рассчитывается по формуле, исходя из кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов по состоянию на 1 января года, за которым производится расчет арендной платы по видам функционального использования, умноженной на ставку арендной платы в процентах от значения кадастровой стоимости.
19.03.2014 Администрация Омского муниципального района Омской области предложила Горбатенко Н.В. заключить дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому срок аренды продлевался до 15.02.2017, размер годовой арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и ставки арендной платы стал составлять " ... " в год без изменения методики ее расчета.
Не согласившись с указанной методикой расчета, Горбатенко Н.В. сослался на Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, согласно которому размер арендной платы не может превышать 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, однако в договоре аренды и в предлагаемом к заключению дополнительном соглашении размер арендной платы составляет 0,1 от кадастровой стоимости земельного участка.
Как уже указывалось выше, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При этом частью 4 ст. 22 ЗК РФ установлено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Омской области, в отношении спорного земельного участка данные о правообладателе отсутствуют. Соответственно, указанный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, чего стороны не отрицают.
В силу аб. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
При этом, согласно аб. 5 указанного пункта, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение порядка размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, относится к исключительной компетенции органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не может входить в сферу деятельности Правительства Российской Федерации, учитывая, что Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 определяет способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации, а также устанавливает основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, указанное Постановление не касается земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, как в порядке расчета арендной платы, так и в принципах ценообразования в данной части, указанное следует и из положений ч. 4 ст. 22 ЗК РФ.
В связи с вышеизложенным, уполномоченным органом Омской области по установлению порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в силу п. 10 ст. 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" является Правительство Омской области.
В силу п. 5 Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 28.10.2008 N 176-п размер годовой арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, предоставляемые в аренду для строительства, либо право аренды которых приобретается в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, определяется по формуле: Ап = Кс x Сап, где: Ап ? размер годовой арендной платы; Кс ? кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы; Сап ? ставка арендной платы за земельный участок.
Значения Сап определяются органом местного самоуправления. При этом минимальное значение Сап не может быть ниже ставки земельного налога, а максимальное значение Сап не может быть выше 0,1.
Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 10.11.2009 N 2100-п установлены ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, предоставляемых в аренду для строительства либо право аренды которых приобретается в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, ставка равна 0,1.
Согласно договору аренды от 14.12.2009 и предлагаемому к заключению дополнительному соглашению к нему размер годовой арендной платы за земельный участок определен по формуле: Ап = Кс x Сап, где: Ап ? размер годовой арендной платы; Кс ? кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы; Сап ? ставка арендной платы за земельный участок. При этом значение Сап равно 0,1.
В приведенной связи, закрепленная в договоре и предлагаемом к заключению дополнительном соглашении методика расчета размера арендой платы соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе и в части установления размера ставки арендной платы в размере 0,1.
В приведенной связи, доводы апелляционной жалобы о применимости расчета в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, установленного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, судебная коллегия полагает несостоятельными, как основанными на ошибочном толковании норм материального права.
При этом, ссылки на иные решения суда по данному вопросу судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку по смыслу ст. 196 ГПК РФ суд разрешает спор с учетом конкретных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по доводам апелляционной жалобы.
При этом судебная коллегия в порядке ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ не находит оснований для проверки решения суда за пределами доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Омского районного суда Омской области от 23 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.